Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава ром «Ленина», лучше всего проливает свет на характер состязания-гонки между СССР и США за первенство теперь уже в развитии гражданских атомных транспортных технологий. В советской печати того времени Риковер упоминается довольно часто, но неизменно там, где заходит речь об аргументах в нашу пользу. Якобы американец после посещения ледокола высоко отозвался о наших ядер- ных технологиях, чем и подтвердил первенство СССР в гонке за мирный атом. Но вот конкретики в этих газетных клише не было, оттого и появи­ лось сомнение: может быть, ссылки на американского авторитета не бо­ лее чем пропагандистский ход? Нужно было отыскать свидетелей визита и разобраться, что же происходило на борту «Ленина» в июле 1959 года. Мне повезло, нашлись сразу два свидетеля - прямой и косвенный. Стар­ ший инженер-механик Владимир Васильевич Каратеев из-за занятости не смог близко увидеть высоких заокеанских гостей, но зато подробно из­ ложил в своей отлично написанной уже во времена реформ «Повести о главном», посвященной Александру Калиновичу Следзюку, впечатления других свидетелей о визите и событиях вокруг него. Игорь Алексеевич Домахин тоже не присутствовал при разговоре членов американской деле­ гации во главе с вице-президентом США Ричардом Никсоном в куритель­ ной комнате ледокола, но зато наблюдал за Риковером во время осмотра атомохода, который в отличие от других членов делегации проявил не просто любознательность, а откровенную настырность, прося, чтобы по­ казали как можно больше. Домахину и первое слово: «Ленин» тогда стоял у стенки, которую и причалом-то назвать было нельзя. Мерзкая картина - огрызки свай у берега на Неве. Грузы на борт передавались кранами, правда, были переброшены широченные трапы... Однажды мы возвращались на ледокол из города и остолбенели: рядом с «Лениным» заработал настоящий строительный вулкан. Грохотали непре­ рывно шевелившиеся экскаваторы, бульдозеры, краны - к причалу было просто не подойти... И за три дня произошло чудо. Были забиты новые сваи, заложена арматура, причальную площадь залили бетоном. Не будь я свидетелем, ни за что бы не поверил, что такое возможно. Причал длиной двести метров возводили день и ночь и построили. А ведь Адмиралтей­ ский завод пробивал его десятки лет, да все денег не находилось. ...Подъезжает кортеж автомобилей. Сопровождающие проводят делега­ цию на корабль. Сначала показали основные помещения, а затем спусти­ лись к самому большому гребному двигателю, среднему. Один из спецов не поленился - спустился еще ниже, чтобы сфотографировать красивую 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz