Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава атомного ледокола не было, скорее были противники. Их вполне устраи­ вало, чтобы правили ледоколом не моряки из Мурманского пароходства, а кто-то из института атомной энергии. В общем, конфликт назревал. Александр Калинович отлично осознавал цену этим инструкциям, ведь сам он был моряком до мозга костей. Когда подошло время принятия решения, Следзюк поехал к академику Алексан­ дрову. При встрече убеждал его как мог: не должно быть на ледоколе ни­ какого центрального отсека - автономного подразделения, никакого глав­ ного инженера с особыми полномочиями «часа X» не надо. Должен быть нормальный экипаж, сформированный по законам и правилам Минмор- флота, которым на море должны подчиняться все. Александров в целом поддержал моряка. Главный инженер центрального отсека был подчинен главному механику. Со временем эту должность вообще упразднили, но здесь распорядилась уже сама жизнь». Еще не обретя статуса действующего судна, атомный ледокол «Ленин» установил необычный рекорд. Это может показаться удивительным, даже невероятным, но за три года строительства его посетили около ста ты­ сяч экскурсантов, на борту побывали и десятки зарубежных делегаций. Ни барьеры секретности, ни строгие порядки на проходных Адмиралтей­ ского завода, ни сам напряженный ритм строительства не остановили лю­ дей, желавших увидеть создание человеческого ума и рук, какого еще не было. Удивительно, даже противостояние двух ведущих социальных си­ стем в мире - социализма и капитализма - отходило на второй план, когда люди знакомились с атомным ледоколом и не скрывали своего восхище­ ния, забывали о внушаемой пропагандой враждебности народов и людей друг к другу. И обычные люди, и президент Финляндии Урхо Кекконен, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон - все отдавали должное создателям атомохода. Но по-моему, точнее других выразили суть происходившего английские экскурсанты: «Мы увозим много принадлежащего будущему». Среди упомянутых ста тысяч сторонних посетителей строящегося атомного ледокола «Ленин» был один, чье имя осталось в истории созда­ ния обоих гражданских атомоходов - советского и американского. Этот посетитель, в отличие от других, прекрасно представлял, куда он по­ пал, что надо в первую очередь расспросить у хозяев, и вообще старался осмотреть как можно больше техники на ледоколе. Имя его - адмирал ВМФ США Хаймен Риковер. История, связанная с посещением Рикове- 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz