Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава атомного ледокола «Ленин». Не было моряка, который так хорошо знал ледокол. Он начал изучать его еще со времени проектирования. Будучи моряком торгового флота, освоил английский до совершенства ради чтения технической литературы. Помню его питерскую квартирку. В одном углу бутылки с кефиром, среди которых иногда встречались водочные - сам он выпивал умеренно, но гостей в квартире бывало не мало. А другие углы забиты текстами иностранных публикаций по атом ным реакторам, особенно по так называемым транспортным установкам. Он их переваривал на уровне профессионала. Работоспособность этого человека была невероятная - по 16 часов в сутки... И когда встал вопрос об официальном разрешении для работы на атомной установке, какого не было ни у одного из моряков, шестимесячные курсы для атомщиков в Обнинске Следзюк прошел за один месяц, получил заветные «короч ки» и... сразил наповал своими знаниями и обаянием главного для нас атомного физика страны академика Александрова. Анатолий Петрович был настолько очарован этим человеком, что тот сразу стал другом се мьи академика, нередко бывал у них дома. А на ледокол Калиныч (как его все называли) вернулся оператором и совмещал обязанности с рабо той в группе наблюдения на строительстве ледокола. И вот оказалось, фактор личных отношений иногда играет едва ли не решающую роль в решении судьбоносных вопросов... Началось формирование экипажа атомохода. Из Обнинска присла ли командированного, не буду всуе поминать его имя. Мы как-то сразу поняли, что он в большей степени не технический специалист, а адми нистратор. С жаром взялся человек за дело. Написал должностные ин струкции капитана, главного механика атомной установки и главного инженера центрального отсека. Нас сразу насторожило предлагавшееся двоевластие в техническом управлении атомоходом. Но дальше гость просто «сразил» моряков. Оказывается, по его концепции капитан и главный механик главные только до «часа X» - подразумевалась, если не сказать жестче, проектировалась вероятность ядерной аварии - и тогда вся власть на ледоколе переходит главному инженеру центрального от сека. Я убежден, если бы это дело прошло, никакого атомного ледокола, плавающего в Арктике, у нас бы не появилось. Появился бы стенд судо вого атомного реактора института имени Курчатова. Понятно, что в Мур манск ледокол бы довели, но дальше он ткнулся бы один-два раза в лед и все. Ученые стали бы ездить - писать диссертации, не более того... Дело ведь в том, что и в нашем министерстве особых поклонников и энтузиастов 4 »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz