Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава Как ни сложна техника на атомном ледоколе, в конечном счете все опре деляют люди, которые ей управляют. Если установится взаимопонимание между ними, успех обеспечен. Речь в данном случае не о психологиче ских нюансах, хотя и их никогда нельзя сбрасывать со счета. Речь о том, как правильно найти баланс прав и ответственности среди специалистов разного профиля - проблема эта, наверное, возникает всегда при созда нии нового производственного (и не только) коллектива, но на «Лени не» в силу особой специфичности судна она стояла очень остро. К тому же ни на одном из кораблей гражданского флота не было столь огром ного по численности экипажа, в который входило более двухсот человек. Не будем брать в расчет пассажирские суперлайнеры, хотя там собственно моряков немного, преобладает обслуживающий персонал. Формирование экипажа атомохода шло параллельно с его строитель ством. Кстати, это традиция, пошедшая с «Ленина», - морякам и атом щикам участвовать в постройке судов с ядерной энергетической установ кой, чтобы потом работать на них же, - в дальнейшем еще более окрепла и приносила несомненную пользу как ледоколу, так и ледоколыцикам. Вот только на первом атомном все было не так просто и ясно, и едва не случилась роковая ошибка, которая оказалась бы пострашнее многочис ленных технических проблем, позднее решавшихся даже в море. Набор в первый экипаж «Ленина» проводился, можно сказать, на па ритетных началах: требовались атомщики и моряки, естественно, и те и другие с опытом и специальным профессиональным образованием. Такая комплектация экипажа была непривычна на морском флоте, привыкшем самостоятельно готовить кадры для себя. Но что поделаешь, на атомном ледоколе многое было и непривычным, и впервые. Вспоминая о тех вре менах, ныне покойный Станислав Иванович Дождиков, пришедший на ледокол начальником смены из атомного центра в Обнинске, заметил: «Мы, сухопутные люди, никак не могли привыкнуть к жизни по судово му распорядку, строго регламентировавшему время работы, отдыха, еды... А самих моряков даже побаивались: захотят ли они нам подчиняться, не по приказу - по убеждению профессионалов атомного дела...» О той, драматической без натяжек ситуации рассказывает Игорь Алек сеевич Домахин, один из самых уважаемых и опытных электромехаников на атомфлоте. В 1958 году он поступил на работу в группу наблюдения за строительством ледокола: «Все мы были под впечатлением от общения с Александром Калино- вичем Следзюком, вскоре назначенным главным инженером-механиком 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz