Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава Начиналось оно безапелляционным заявлением: «Возложение на груп­ пу наблюдения еще дополнительных обязанностей функций Регистра несомненно снизит контроль за качеством постройки объекта № 701». По мнению Данилкина, лучше было бы оставить все как есть, то есть двой­ ной контроль на строительстве. Впрочем, тут же начальник пароходства оговаривался, что система единои приемки имеет право на жизнь, но не на столь ответственных объектах, как атомоход «Ленин». Многое просматривается за этими полемическими выпадами. И та, и другая сторона спора явно и неформально озабочены делом заверше­ ния строительства атомохода, но у каждой свои аргументы, как наи­ лучшим образом достигнуть успешного результата. Не берусь делать заключений, чего здесь было больше - столкновения старых и новых подходов в организации судостроительного процесса или стремления каждого взять на себя больше полномочий. Очевидно одно, что в тот момент усложненная и оттого затянутая по времени многоступенчатая система надзора за строительством объективно входила в противоречие с предельно жестко поставленными правительством сроками заверше­ ния сооружения первого атомохода. Арсению Николаевичу Стефановичу, по отзывам очевидцев человеку жесткому и твердому и к тому же опытному администратору, пришлось использовать поддержку Москвы в отстаивании своей позиции. И в этом была логика: пароходство еще не вступило в свои права по управлению первенцем атомного флота и успешное завершение строительства и при­ емки ледокола определялось в Москве и Ленинграде, а не в Мурманске. Позднее, с выходом атомохода на арктические трассы, акценты сместятся. Строительные недоделки и просчеты, выявлявшиеся в рейсах, на только- только рождавшейся в Мурманске базе технического обслуживания атом­ ного флота устранить было невозможно, а Адмиралтейский завод, если подходить строго формально, заказ сдал. Теперь за все, связанное с экс­ плуатацией и техническим обслуживанием атомного ледокола «Ленин», отвечало пароходство. Оно же получило соответствующие права выхода в правительство для решения неотложных вопросов по атомоходу. Тогда и спецгруппа была передана в состав Мурманского пароходства. Вплоть до середины 2008 года она представляла интересы судоходной компании и отстаивала позиции эксплуатационников на строительстве новых атом­ ных ледоколов. Словом, восторжествовала логика, нацеленная на инте­ ресы дела, ведь в конечном счете именно опыт эксплуатации ледоколов определяет, как их надо ремонтировать и строить в дальнейшем. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz