Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава В первые годы работы атомохода «Ленина» скептиков и даже против ников применения атомной энергетики на транспорте хватало с лихвой... Подтверждения сказанному неожиданно нашлись в самых, казалось бы, противоположных источниках: в беспристрастных архивах и, напротив, в субъективных по своей природе воспоминаниях очевидцев событий. До сих пор в нашем рассказе мы не касались деятельности участни ков строительства атомохода еще с одной стороны - контролирующих и надзорных органов. Они не собирали корпусные секции, не монтиро вали оборудование, не организовывали повседневный производствен ный процесс, но от их принципиальности, решительности и твердости в спорных или сомнительных ситуациях, требовательности по отношению к участникам строительного процесса в соблюдении проектных устано вок, точного следования чертежам и иной документации, а также нормам и правилам своих специфических законодательств в атомной и морской отраслях, - зависело очень многое. Никто не знал, как покажет себя судно с атомной энергетической уста новкой, когда придет время его плаваний в суровых и малопредсказуемых арктических условиях. А если неизвестно, что тебя ждет в будущем, луч ший способ избежать лишних проблем - это прочно стоять на фундаменте проверенного временем опыта прошлого. Он закрепляется в инструкциях, приказах, положениях и иных нормативных актах. Внешне надзорная де ятельность кажется скучной, бюрократической, а функции контролера ас социируются с прокурорскими, но драматизма и нервного напряжения в ней не меньше, чем в любой другой работе. Особенно, когда проект рожда ется и реализуется на стыке специфических видов деятельности, какими являются судоходство и атомная энергетика. Да еще сроки выполнения заказа требуют быстрых квалифицированных решений. Неудивительно, что поиск оптимальной формы распределения прав и ответственности различных ведомств, участвовавших в осуществлении проекта первого атомного ледокола, шел далеко не гладко и безболезненно. Ведь за любы ми принимавшимися решениями стояли живые люди с их собственными представлениями, амбициями, знаниями и опытом. Одна из таких неор динарных ситуаций наглядно иллюстрирует сказанное. Как возникал и созревал конфликт вокруг статуса и функций спец- группы по надзору за строительством атомохода «Ленин», по документам не удалось проследить. Видимо, он шел подспудно в течение одного года, не выплескиваясь в официальной переписке. Позиции спорящих сторон обнажились вслед за появлением 2 июля 1958 года приказа директора
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz