Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава сравнению с обычной сборкой. Стало возможным вести сборку секций от средней части корпуса и в нос судна, и в его корму одновременно. Своди­ лись к минимуму напряжения и деформации металла в местах сварки, да и сами ее объемы сократились, что положительно сказалось на сохранении заданной формы и обводов корпуса судна. Пирамидальный метод к тому же обеспечивал наиболее быстрое формирование по высоте набора частей корпуса в его поперечном сечении, что открывало возможность расширить фронт корпусных, монтажных и достроечных работ и вести их параллель­ но, приближая завершение общей задачи - сборки корпуса в целом. Не только рационально сформулированные инженерно-технические решения определяли успех большого дела, важную роль играло другое строительство - отношений между участниками производственного про­ цесса. Любопытно то, что наряду с совершенствованием организации производства, задававшимся сверху, в период строительства атомного ледокола «Ленин» получила развитие самоорганизация рабочих, продик­ тованная темпами и своеобразием решения поставленных задач. На ста­ пеле, образно говоря, генеральном направлении и участке всей стройки, появились первые комплексные бригады судостроителей, возглавлявши­ еся Т. Андреевым и К. Богдановым. Сами рабочие предложили сократить простои и повысить производительность за счет совмещения профессий судосборщиков, сварщиков, электроприхватчиков. Но если инициатива снизу приветствовалась и поддерживалась организаторами строительства, между ними самими, случалось, отношения были не столь благостными. Когда пытаешься разобраться, что приводило к росту напряженно­ сти в среде руководителей разного уровня, открывается простая в сво­ ей сути истина: новое во многом дело, каким было создание, а затем и эксплуатация первого атомного ледокола, подвигало специалистов в разных областях деятельности не только объединять и согласовывать свои усилия ради общей цели, но и идти на обострение отношений, если ущемлялись их профессиональные интересы и предпочтения. Иначе го­ воря, атомный ледокол, как явление революционное в судостроении и в мореплавании, самим фактом своего появления расшатывал рутинные отношения и представления. Неудивительно, что уже на стадии строи­ тельства ледокола закладывалась иной раз даже почва для конфликтов, и, если бы не удалось найти разумные пути их разрешения, неизвестно, как бы в целом сложилась судьба не только первого атомохода, но и все­ го атомного ледокольного флота. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz