Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Таких примеров творческого подхода к делу на разных участках и в це­ хах завода было огромное количество. Позже было подсчитано: за время строительства атомохода удалось внедрить свыше 500 рационализаторских предложений, за счет которых удешевили работы на 4 миллиона рублей. Экономия огромна, ведь хорошо известно, насколько весома была тогда цена советского рубля по сравнению с тем же американским долларом... Каждый этап сооружения необычного судна порождал новые, зачастую не решавшиеся ранее вопросы и проблемы. Ни на каких железнодорож­ ных платформах не представлялось возможным доставить массивные тя­ желовесы - форштевень и ахтерштевень - основные конструкции носа и кормы ледокола, весившие соответственно 27 и 85 тонн. И штевни изгото­ вили на заводе. Работа была просто циклопическая: 15 суток, в три смены сваривали форштевень, при том, что минимальная толщина свариваемых частей составляла 150 миллиметров... Решение трудоемких и сложных задач в условиях постоянного дефицита времени порождало новаторский поиск не только в технических и техно­ логических вопросах - серьезному пересмотру подвергалась сама органи­ зация производственного процесса. Об этом известно меньше, и, вероятно, что-то из опыта адмиралтейцев просто подзабылось. И все же некоторые интересные новации стали не только известны, но и получили потом раз­ витие на других предприятиях морской отрасли, да и всей страны. Для ускорения производственных процессов была внедрена так назы­ ваемая районная технология, пришедшая на смену принятой в судострое­ нии параллельной. Последняя требовала одновременной подготовки по­ мещений для проведения электромонтажных работ, но добиться такой равномерности на ледоколе в силу разных причин не удавалось. И тогда судно разделили на девять монтажных районов и начали вести работы в каждом из них по отдельности. Это ускорило процесс, ведь электро­ монтажникам предстояло разместить в помещениях атомохода около 25 тысяч изделий пятисот наименований. А этот вопрос может показаться неожиданным: что общего между строи­ телями египетских пирамид и первого атомного ледокола? Оказывается, отдаленное, но принципиальное сходство было. Наивысшую прочност­ ную сущность треугольных граней предшественники гениально уловили и встроили в конструкцию древних усыпальниц, ставших символами вечно­ сти. Тот же принцип взяли на вооружение строители атомохода, применив­ шие пирамидальный метод при сборке корпуса судна. Да, именно на пира­ миды разбили корпус атомохода и получили целый набор преимуществ по 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz