Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Таких примеров творческого подхода к делу на разных участках и в це хах завода было огромное количество. Позже было подсчитано: за время строительства атомохода удалось внедрить свыше 500 рационализаторских предложений, за счет которых удешевили работы на 4 миллиона рублей. Экономия огромна, ведь хорошо известно, насколько весома была тогда цена советского рубля по сравнению с тем же американским долларом... Каждый этап сооружения необычного судна порождал новые, зачастую не решавшиеся ранее вопросы и проблемы. Ни на каких железнодорож ных платформах не представлялось возможным доставить массивные тя желовесы - форштевень и ахтерштевень - основные конструкции носа и кормы ледокола, весившие соответственно 27 и 85 тонн. И штевни изгото вили на заводе. Работа была просто циклопическая: 15 суток, в три смены сваривали форштевень, при том, что минимальная толщина свариваемых частей составляла 150 миллиметров... Решение трудоемких и сложных задач в условиях постоянного дефицита времени порождало новаторский поиск не только в технических и техно логических вопросах - серьезному пересмотру подвергалась сама органи зация производственного процесса. Об этом известно меньше, и, вероятно, что-то из опыта адмиралтейцев просто подзабылось. И все же некоторые интересные новации стали не только известны, но и получили потом раз витие на других предприятиях морской отрасли, да и всей страны. Для ускорения производственных процессов была внедрена так назы ваемая районная технология, пришедшая на смену принятой в судострое нии параллельной. Последняя требовала одновременной подготовки по мещений для проведения электромонтажных работ, но добиться такой равномерности на ледоколе в силу разных причин не удавалось. И тогда судно разделили на девять монтажных районов и начали вести работы в каждом из них по отдельности. Это ускорило процесс, ведь электро монтажникам предстояло разместить в помещениях атомохода около 25 тысяч изделий пятисот наименований. А этот вопрос может показаться неожиданным: что общего между строи телями египетских пирамид и первого атомного ледокола? Оказывается, отдаленное, но принципиальное сходство было. Наивысшую прочност ную сущность треугольных граней предшественники гениально уловили и встроили в конструкцию древних усыпальниц, ставших символами вечно сти. Тот же принцип взяли на вооружение строители атомохода, применив шие пирамидальный метод при сборке корпуса судна. Да, именно на пира миды разбили корпус атомохода и получили целый набор преимуществ по 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz