Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава щем цехе решили по-своему: изготовлять чертежи-шаблоны в масштабе один к десяти. А затем фотографировать их, используя фотопластинки. И на конечной стадии с помощью негативов проецировать на металле световой контур детали уже в натуральную величину. Фотооптический метод позволил не только решить проблему дефицита цеховых площа­ дей, но и снизить трудоемкость плазовых и разметочных работ ни много ни мало на 40 процентов. Темп работ могла серьезно затормозить обработка прочнейшей, боль­ шой толщины стали, использовавшейся на возведении ледокола. Инже­ неры в содружестве с рабочими создали газофлюсный аппарат для резки стали толщиной 40-50 миллиметров. Это был полуавтомат, благодаря ко­ торому было высвобождено более пятидесяти квалифицированных рабо­ чих, а производительность труда поднята в четыре раза. Для изготовления корпуса использовались различные марки специ­ альных сталей высокой прочности и коррозионной стойкости. Применяв­ шаяся ручная сварка серьезно тормозила весь производственный процесс. Настоящим прорывом стало внедрение автоматической и полуавтома­ тической сварки нержавеющей стали, что позволило сразу заменить 20 сварщиков-«ручников» на пятерых автоматчиков. Впрочем, и остальным работы хватило: если вытянуть в одну линию сварные швы, которые при­ шлось заварить рабочим стапельного участка, то линия протянулась бы от Ленинграда до Владивостока. Любили тогда подобные сравнения... Но они оправданны, за ними нелегкий труд и поиск. Чтобы отработать технологию сварки «нержавейки», которой не было нигде, потребовалось провести более двухсот экспериментов! При мон­ таже трубопроводов широко применялась электродуговая сварка, допол­ нительно к газовой и пайке. И в этом случае иного пути, как искать более экономичные, увеличивающие темпы работы технологии, просто не было, ведь только различных труб диаметром от 10 до 700 миллиметров было изготовлено и смонтировано 26 тысяч! На заводе действовало простое житейское правило: безвыходных си­ туаций не бывает. Из-за недостатка мощности заводских кранов и прес­ сов, не позволявших сгибать семитонные стальные листы для днищевых и бортовых оконечностей, было предложено отвозить крупногабаритные листовые детали сложной конструкции для обработки на другом заводе. А это дополнительные время и деньги. Потерь смогли избежать, создав свою оригинальную технологию гибки толстых стальных листов обшивки ледокола на собственном оборудовании. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz