Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава состоялся физический пуск реакторов. 12 сентября атомоход вышел на ходовые испытания в Финский залив и 3 декабря по их окончании Госу­ дарственная комиссия приняла ледокол. В тот же день на нем был поднят Государственный флаг СССР. С этой даты ведется отсчет не только биогра­ фии первого атомного, она отмечается как День рождения отечественного атомного ледокольного флота. Выбор Адмиралтейского завода для строительства атомохода «Ленин» был не случайным. Ледоколы здесь строились и ремонтировались на протяжении многих лет. Еще в 1928 году адмиралтейцы провели капи­ тальный ремонт первенца арктического ледокольного флота «Ермака», построенного в английском Ньюкасле. А затем накопили и собственный опыт строительства арктических судов. Здесь строились ледокольно­ транспортные суда «Семен Дежнев», «Леваневский» и другие. Но одной из главных причин передачи «атомного» заказа адмиралтейцам послу­ жило то, что они были одними из первых в отечественном судострое­ нии, кто стал применять технологически прогрессивную электросварку, шедшую на смену клепки корпусов судов. И что примечательно, на строительстве атомохода эта технология получила серьезное развитие. Впрочем, сам ход строительства нового по типу судна породил немало и других передовых, а нередко и революционных решений в судострое­ нии. И именно рассказ о них лучше всего передает своеобразие соору­ жения первенца атомного флота. Необычность и масштабность заказа, сжатые сроки его исполнения, ответственность за конечный результат - все это побудило судостроите­ лей изыскивать любые возможности, чтобы сократить время и затраты на выполнение работ, находить и применять инженерные решения, спо­ собствовавшие повышению надежности, качества систем и механизмов. Для показа масштаба работ можно привести самые разнообразные данные о тысячах тонн собранных металлоконструкций, десятках километров смонтированных трубопроводов, сотнях километров проложенных кабе­ лей и так далее. Но по-моему, обобщенно можно сказать так: атомоход - это предельная концентрация мысли его создателей в ограниченном про­ странстве корпуса и надстройки. С первых же, последовательных этапов строительства здесь шел ши­ рокий поиск нестандартных решений. Сооружение судна начинается с плазовых работ - разметки в натуральную величину деталей корпуса. На заводе не было необходимой - размером в две с половиной тысячи квадратных метров - площадки для этой цели. В корпуснообрабатываю­ 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz