Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава состоялся физический пуск реакторов. 12 сентября атомоход вышел на ходовые испытания в Финский залив и 3 декабря по их окончании Госу дарственная комиссия приняла ледокол. В тот же день на нем был поднят Государственный флаг СССР. С этой даты ведется отсчет не только биогра фии первого атомного, она отмечается как День рождения отечественного атомного ледокольного флота. Выбор Адмиралтейского завода для строительства атомохода «Ленин» был не случайным. Ледоколы здесь строились и ремонтировались на протяжении многих лет. Еще в 1928 году адмиралтейцы провели капи тальный ремонт первенца арктического ледокольного флота «Ермака», построенного в английском Ньюкасле. А затем накопили и собственный опыт строительства арктических судов. Здесь строились ледокольно транспортные суда «Семен Дежнев», «Леваневский» и другие. Но одной из главных причин передачи «атомного» заказа адмиралтейцам послу жило то, что они были одними из первых в отечественном судострое нии, кто стал применять технологически прогрессивную электросварку, шедшую на смену клепки корпусов судов. И что примечательно, на строительстве атомохода эта технология получила серьезное развитие. Впрочем, сам ход строительства нового по типу судна породил немало и других передовых, а нередко и революционных решений в судострое нии. И именно рассказ о них лучше всего передает своеобразие соору жения первенца атомного флота. Необычность и масштабность заказа, сжатые сроки его исполнения, ответственность за конечный результат - все это побудило судостроите лей изыскивать любые возможности, чтобы сократить время и затраты на выполнение работ, находить и применять инженерные решения, спо собствовавшие повышению надежности, качества систем и механизмов. Для показа масштаба работ можно привести самые разнообразные данные о тысячах тонн собранных металлоконструкций, десятках километров смонтированных трубопроводов, сотнях километров проложенных кабе лей и так далее. Но по-моему, обобщенно можно сказать так: атомоход - это предельная концентрация мысли его создателей в ограниченном про странстве корпуса и надстройки. С первых же, последовательных этапов строительства здесь шел ши рокий поиск нестандартных решений. Сооружение судна начинается с плазовых работ - разметки в натуральную величину деталей корпуса. На заводе не было необходимой - размером в две с половиной тысячи квадратных метров - площадки для этой цели. В корпуснообрабатываю 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz