Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава кратно повторялась в печати, но она до сих пор поражает воображение. Как удавалось согласовывать и своевременно получать изготовленное в разных концах огромной страны многочисленное и разнообразное по ас сортименту оборудование, можно только предполагать. Всех партнеров адмиралтейцеввдесь просто не перечислить. Вот только некоторые из них. Коллеги-судостроители с Балтийского завода изгото вили вспомогательные котлы и много типов различной судовой армату ры и теплообменных аппаратов. Главные генераторы строил Харьков ский электромеханический завод, паровые турбины - Кировский завод, гребные электродвигатели - завод «Электросила». С Краматорского металлургического завода поступал профильный прокат, Южнотруб ный завод Днепропетровской области поставил нержавеющие трубы. Из труб другого завода - Первоуральского смонтировано большинство систем атомохода. Одесса прислала холодильные установки, Николаев - якоря и якорные цепи. Еще больше количество предприятий, выполнивших сравнительно небольшие заказы, но и без них ледокол не был бы построен. Например, более полутора тысяч различных предметов мебели - кресел, диванов, шкафов, полочек для оснащения кают и рабочих помещений - изготов лялись не только в деревообделочном цехе самого Адмиралтейского завода, но и в цехах мебельной фабрики № 3, завода имени Жданова, фабрики «Интурист»... Так что нынешний атомный ледокол «Ленин», которому скоро предстоит стать музеем, будет не только памятником арктического мореплавания, он увековечит собой и слаженное сотруд ничество людей и предприятий из республик бывшего Советского Со юза, ставших независимыми государствами. Эта память тоже достойна сохранения в истории нашей страны. Упомянутая световая карта поднимала настроение у заводских работ ников, поддерживала чувство сопричастности огромному делу, в котором так или иначе участвовали миллионы советских людей. У каждого време ни свои способы и методы побуждения людей к решению встающих за дач. Задним числом можно по-разному их оценивать, даже критиковать, как это сегодня бывает, например, в оценках социалистического соревно вания. Но если благодаря этим методам в кратчайшие сроки создавалось уникальное в мировой практике судно, значит они свою роль и назначе ние выполняли и соответствовали времени и его задачам. Закладка ледокола состоялась 24 августа 1956 года. 5 декабря 1957 года он был спущен на воду и достраивался у стенки завода. В августе 1959 года З 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz