Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава В завершение короткая обобщающая справочная информация с ком ментарием, взятым из Доклада «Атомный ледокол «Ленин» на Второй международной конференции Организации Объединенных наций по применению атомной энергии в мирных целях, состоявшейся в 1958 году в Швейцарии. Доклад, подготовленный группой ученых, создателей про екта первого атомохода, сделал академик А.П. Александров. По оценке Н.С. Хлопкина, одного из авторов доклада, выступление вызвало большой интерес мировой научной общественности, поскольку с атомоходом свя зывались большие надежды на бурное развитие мирного атомного флота. «Главные размерения ледокола - длина наибольшая 134 м, ширина наибольшая 27,6 м, высота борта при миделе 16,1 м, осадка 9,2 м - были выбраны с учетом не только специфики, присущей ледоколу вообще, но и с учетом ряда ограничений, накладываемых требованиями нор мальной эксплуатации, а именно: малое отношение длины к ширине, необходимое для лучшей маневренности во льдах; возможность завод ки ледокола в сухие доки; обеспечение непотопляемости и аварийной остойчивости, обеспечение лучших по сравнению с существующими су дами качеств (повышенная автономность и энерговооруженность, улуч шенная обитаемость корабля и др.)». После доклада было много вопросов и обсуждение продолжалось око ло макета ледокола, доставленного на конференцию. Специалистов осо бо интересовало, как русские решились строить атомное судно без пред варительной отработки ядерной энергетической установки на наземном стенде-прототипе. Как вспоминает Б.Г. Пологих, академик Александров не замедлил с комментарием: «На ледоколе три реактора, и в случае от каза одного из них ледокол своим ходом может выйти изо льдов. Конечно, риск есть, но ведь без риска и жениться нельзя». В жаркие для Адмиралтейской верфи 50-е годы в заводоуправлении был смонтирован стенд с электрифицированной картой: светящиеся лампочки обозначали промышленные центры, принимавшие участие в строительстве атомохода «Ленин». Три года и три месяца строила первый атомный ледокол страна. Именно страна, здесь нет оговорки, хотя офици альным исполнителем заказа был назначен Адмиралтейский судострои тельный завод в Ленинграде. Полное же число участников строительства - около 500 трудовых коллективов из 48 экономических районов СССР. Это проектно-конструкторские бюро, научные учреждения, промышлен ные и строительные предприятия и организации. Данная цифра много- 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz