Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава эксплуатация ЯЭУ атомного ледокола «Ленин» подтвердила в целом обо­ снованность этих требований, и в дальнейшем они подвергались в основном ужесточению и корректировке с учетом результатов эксплуатации и послед­ ствий запроектных нарушений нормальных эксплуатационных режимов». Можно сказать: прочность, надежность, долговечность ядерной энергети­ ческой установки были исходным условием и лежали в основе примененных конструктивных решений. Отсюда появился принятый в ходе конструиро­ вания установки принцип резервирования оборудования, выразившийся в том, что ядерная установка состояла из трех реакторов. Два из них обе­ спечивали постоянную работу главных турбин, а третий, тоже работающий, в основном был предусмотрен на случай аварийного выхода из строя основ­ ных или вывода их для профилактических ремонтов. Другим условием или принципом надежности признавалось обязатель­ ное наличие на всех режимах работы двух независимых источников энергии. Сама установка порой диктовала повышенные требования по надежности к отдельным узлам и механизмам. Так появилась необходимость обеспечить бесперебойность снабжения электроэнергией большинства систем, под­ держивающих устойчивость работы ядерной установки. И был принят еще один принцип - построения схемы питания неотключаемых потребителей, когда в случае поломки основного незамедлительно включается резервный источник энергообеспечения работы систем и механизмов. Неудивительно, что при таком высоком уровне требований к применяемой технике на атомо­ ходе «Ленин» во весь рост встала проблема автоматизации систем управле­ ния, а ведь эра ЭВМ и компьютеров еще не наступила. Последующий опыт эксплуатации первенца атомного флота будет способствовать ее приближе­ нию, но это тема для отдельного рассказа в книге. Рождающаяся в поиске технология несла в себе не только новые про­ блемы, но и приносила достижения, работавшие на дальнейшее развитие атомной энергетики. Ф.М. Митенков отмечал: «При проектировании пер­ вой судовой ЯЭУ был найден и внедрен ряд новых технических и физи­ ческих решений. Например, в активной зоне впервые были использованы выгорающий поглотитель, циркониевые сплавы в качестве конструкци­ онного материала, для компенсации давления применена паровая система с электронагревательными элементами и др.». Качественно новая технология, какой являлась транспортная ядерная энергетика, потянула за собой потребность в принципиальном обновле­ нии многих систем обеспечения жизнедеятельности судна и его экипажа. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz