Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава эксплуатация ЯЭУ атомного ледокола «Ленин» подтвердила в целом обо снованность этих требований, и в дальнейшем они подвергались в основном ужесточению и корректировке с учетом результатов эксплуатации и послед ствий запроектных нарушений нормальных эксплуатационных режимов». Можно сказать: прочность, надежность, долговечность ядерной энергети ческой установки были исходным условием и лежали в основе примененных конструктивных решений. Отсюда появился принятый в ходе конструиро вания установки принцип резервирования оборудования, выразившийся в том, что ядерная установка состояла из трех реакторов. Два из них обе спечивали постоянную работу главных турбин, а третий, тоже работающий, в основном был предусмотрен на случай аварийного выхода из строя основ ных или вывода их для профилактических ремонтов. Другим условием или принципом надежности признавалось обязатель ное наличие на всех режимах работы двух независимых источников энергии. Сама установка порой диктовала повышенные требования по надежности к отдельным узлам и механизмам. Так появилась необходимость обеспечить бесперебойность снабжения электроэнергией большинства систем, под держивающих устойчивость работы ядерной установки. И был принят еще один принцип - построения схемы питания неотключаемых потребителей, когда в случае поломки основного незамедлительно включается резервный источник энергообеспечения работы систем и механизмов. Неудивительно, что при таком высоком уровне требований к применяемой технике на атомо ходе «Ленин» во весь рост встала проблема автоматизации систем управле ния, а ведь эра ЭВМ и компьютеров еще не наступила. Последующий опыт эксплуатации первенца атомного флота будет способствовать ее приближе нию, но это тема для отдельного рассказа в книге. Рождающаяся в поиске технология несла в себе не только новые про блемы, но и приносила достижения, работавшие на дальнейшее развитие атомной энергетики. Ф.М. Митенков отмечал: «При проектировании пер вой судовой ЯЭУ был найден и внедрен ряд новых технических и физи ческих решений. Например, в активной зоне впервые были использованы выгорающий поглотитель, циркониевые сплавы в качестве конструкци онного материала, для компенсации давления применена паровая система с электронагревательными элементами и др.». Качественно новая технология, какой являлась транспортная ядерная энергетика, потянула за собой потребность в принципиальном обновле нии многих систем обеспечения жизнедеятельности судна и его экипажа. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz