Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава вырвавшейся из-под контроля радиации, степень надежности энерге- тической установки должна быть значительно, на порядки выше, чем на обычных силовых установках. Это понятно даже непосвященному, а конструкторы первого атомохода закладывали в установку гарантии надежности с большим запасом. Так на пути возможного распространения радиоактивных загрязнений было предусмотрено четыре защитных барьера между ядерным топливом и окружающей средой. Первый - оболочки топливных элементов актив­ ной зоны реактора. Второй - прочные стенки оборудования и трубопрово­ дов первого контура. Третий - защитная оболочка реакторной установки. Четвертый - защитное ограждение, границами которого являются про­ дольные и поперечные переборки, второе дно и настил верхней палубы в районе реакторного отсека. В центре работ по проектированию первой ледокольной ЯЭУ был инженер-конструктор опытного конструкторского бюро (ОКБ) Горьков­ ского машиностроительного завода Федор Михайлович Митенков. В сво­ их воспоминаниях он рассказывает, с какими проблемами и трудностями столкнулись проектировщики при решении новой для них задачи: «В процессе выполнения проекта необходимо было проанализиро­ вать возможные схемы РУ (реакторной установки - прим. автора), со­ ответствующий им состав оборудования, требования к оборудованию. При этом должны были учитываться исходные требования техническо­ го задания на энергоустановку в целом, а также условия взаимодей­ ствия реакторной установки со смежными системами. Поэтому выбор более или менее оптимальной схемы реакторной установки для ОКБ был новой и сложной задачей, решение которой в то время было далеко не формальным заданием. Не меньшие трудности представлял и выбор компоновки основного обо­ рудования РУ и обеспечивающих систем, который, с одной стороны, дик­ товался ограничениями по габаритным и массовым характеристикам, а с другой стороны - требованиями доступности для профилактического об­ служивания и выполнения ремонтных работ. Над всем этим довлело обяза­ тельное условие обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Мы начинали буквально с нуля, поскольку в мире отсутствовал какой- либо опыт проектирования ЯЭУ для надводного судна. Формулирование основных требований к установке и их обоснование было первоочередной задачей принципиальной важности, и ее решение, безусловно, было заслугой в первую очередь академика А.П. Александрова. Следует подчеркнуть, что 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz