Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава Русским принадлежит и приоритет в выработке оптимальной техноло гии самого взламывания льдов. Этот поиск заметно оживился с появле нием пароходов. Чего только не выдумывали: на нос судна предлагалось надевать специальные ледовые башмаки, взламывающие лед, делалась по пытка преодолевать его при помощи зубчатых колес и механических пил либо дробить ударами тяжелых гирь, подвешенных с носа судна на це пях. «Правильно подойти к решению задачи удалось только в 1864 году, - пишет Неганов. - Это сделал кронштадтский судовладелец Бритнев. Он изменил у своего парохода «Пайлот» форму носа - вместо прямого форштевня поставил наклонный. Пароход стал входить в лед и обламы вать его своей тяжестью. Это позволило продлить на несколько недель на вигацию между Кронштадтом и Ораниенбаумом». При проектировании атомохода также было обращено особое внима ние на носовую оконечность судна. Вообще при проектировании формы обводов упор делался на то, чтобы увеличить давление корпуса на лед. Потом жизнь покажет, что не все предложенные решения были удачны ми, но даже отрицательный опыт - тоже опыт, и из него сделали правиль ные выводы при строительстве атомоходов второго и третьего поколений. Позже конструкторы продолжали совершенствовать обводы корпуса на ледоколах типа «Арктика». Перемены особенно заметны, когда видишь не привычный ложкообразный нос недавно вошедшего в строй и последнего в серии атомного ледокола «50 лет Победы». Но уже при проектировании «Ленина» его создатели, исходя из опыта ледового мореплавания, пони мали, что никакая большая мощность ледокола не застраховывает его от заклинивания во льдах. Вот почему на первом атомоходе была спроекти рована целая система балластных цистерн - креновых и дифферентных - для раскачки застрявшего ледокола. Креновая система нового типа, осу ществлявшая перекачку воды двумя мощными насосами из цистерн одно го борта на другой, позволяла за две с половиной минуты обеспечить крен судна до пяти градусов. Цистерны дифферентной системы располагались в носу и корме ледокола. При застревании ледокола вода могла перекачи ваться из носовой части в кормовую, что позволяло поднять нос ледокола, и он наползал на лед, разрушая его своей тяжестью. К экономичности в расходовании топлива, повышающей автономность и расширяющей район плавания судна, серьезный шаг вперед сделали тоже русские инженеры. Ледоколы с паровыми поршневыми машина ми расходовали до 800 граммов топлива на одну лошадиную силу в час. В 1903 году наши инженеры впервые в мире применили на судах двигатели 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz