Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава Русским принадлежит и приоритет в выработке оптимальной техноло­ гии самого взламывания льдов. Этот поиск заметно оживился с появле­ нием пароходов. Чего только не выдумывали: на нос судна предлагалось надевать специальные ледовые башмаки, взламывающие лед, делалась по­ пытка преодолевать его при помощи зубчатых колес и механических пил либо дробить ударами тяжелых гирь, подвешенных с носа судна на це­ пях. «Правильно подойти к решению задачи удалось только в 1864 году, - пишет Неганов. - Это сделал кронштадтский судовладелец Бритнев. Он изменил у своего парохода «Пайлот» форму носа - вместо прямого форштевня поставил наклонный. Пароход стал входить в лед и обламы­ вать его своей тяжестью. Это позволило продлить на несколько недель на­ вигацию между Кронштадтом и Ораниенбаумом». При проектировании атомохода также было обращено особое внима­ ние на носовую оконечность судна. Вообще при проектировании формы обводов упор делался на то, чтобы увеличить давление корпуса на лед. Потом жизнь покажет, что не все предложенные решения были удачны­ ми, но даже отрицательный опыт - тоже опыт, и из него сделали правиль­ ные выводы при строительстве атомоходов второго и третьего поколений. Позже конструкторы продолжали совершенствовать обводы корпуса на ледоколах типа «Арктика». Перемены особенно заметны, когда видишь не­ привычный ложкообразный нос недавно вошедшего в строй и последнего в серии атомного ледокола «50 лет Победы». Но уже при проектировании «Ленина» его создатели, исходя из опыта ледового мореплавания, пони­ мали, что никакая большая мощность ледокола не застраховывает его от заклинивания во льдах. Вот почему на первом атомоходе была спроекти­ рована целая система балластных цистерн - креновых и дифферентных - для раскачки застрявшего ледокола. Креновая система нового типа, осу­ ществлявшая перекачку воды двумя мощными насосами из цистерн одно­ го борта на другой, позволяла за две с половиной минуты обеспечить крен судна до пяти градусов. Цистерны дифферентной системы располагались в носу и корме ледокола. При застревании ледокола вода могла перекачи­ ваться из носовой части в кормовую, что позволяло поднять нос ледокола, и он наползал на лед, разрушая его своей тяжестью. К экономичности в расходовании топлива, повышающей автономность и расширяющей район плавания судна, серьезный шаг вперед сделали тоже русские инженеры. Ледоколы с паровыми поршневыми машина­ ми расходовали до 800 граммов топлива на одну лошадиную силу в час. В 1903 году наши инженеры впервые в мире применили на судах двигатели 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz