Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава атомной энергетики, так и судостроителей и эксплуатационников, осущест- влял выдающийся физик-атомщик академик Анатолий Петрович Алексан­ дров. Атомная установка проектировалась под руководством крупного оте­ чественного конструктора Игоря Ивановича Африкантова. А генеральным проектировщиком атомохода было назначено Центральное конструкторское бюро номер пятнадцать, более известное в его нынешнем наименовании - ЦКБ «Айсберг». Открывала сборник статья как раз главного конструктора ЦКБ-15, ставшего и главным конструктором атомного ледокола Василия Ивановича Неганова. Она прежде всего любопытна и поучительна не столь­ ко техническими подробностями создания первого атомного - об этом на­ писаны горы различной литературы, - сколько кратким, но чрезвычайно емким и поучительным описанием предыстории атомного ледоколострое- ния, которая свидетельствует, что русская инженерная школа была едва ли не самой передовой в мире на данном направлении. И традиции, опыт пред­ шественников сослужили добрую службу создателям первого атомохода. Особенно там, где требовалось ломать сложившиеся стереотипы. «В Арктике должны плавать деревянные корабли, но на этих кораблях должны быть железные люди», - гласит старинная норвежская поговорка, закреплявшая стойкое убеждение полярных мореплавателей прошлого, которое сегодня кажется непонятным и странным. Считалось, что стальное судно неминуемо будет раздавлено льдами и погибнет. Казалось бы, давно пройден этот этап в переосмыслении пред­ ставлений предшественников. Но конструкторы «Ленина» справедливо задались вопросом: если в прошлом угроза быть раздавленными исходила от самой громады льда, то новый ледокол с невиданной доселе мощностью сам серьезно усилит давление на труднопроходимые льды. И даже прове­ ренный в эксплуатации стальной корпус обычного ледокола в данном слу­ чае может не выдержать возросших нагрузок. «...Потребовалось создать сталь новой марки, обладающую повышенной ударной вязкостью, хоро­ шей свариваемостью и сопротивляемостью распространению трещин при низких температурах», - подчеркивает Неганов. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 для первого атомохода и последующих была специально разработана в институте «Прометей». При обеспечении прочности корпу­ са в проект ледокола конструкторы заложили ресурс его непотопляемости при затоплении двух наибольших отсеков в случае повреждения обшив­ ки, что соответствовало жестким требованиям отечественного Регистра. С этой целью было запроектировано разделение корпуса на отсеки один­ надцатью главными поперечными водонепроницаемыми переборками. 2 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz