Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава «Только применение атомной энергии дало возможность резко повы­ сить ледокольные качества нового судна», - писал в своей статье после завершения первого рабочего года в Арктике атомохода «Ленин» его главный строитель на ленинградском Адмиралтейском заводе В.И. Чер­ вяков. Он имел в виду следующее. Обычно преимущества атомных ледо­ колов по сравнению с дизель-электрическими связывают с огромной, в 2 -3 раза большей мощностью энергетической установки. Энерговоору­ женность атомохода «Ленин» составляла 2,75 лошадиных силы на одну тонну водоизмещения. Однако силовыми возможностями достоинства атомоходов далеко не исчерпываются. Высокая энергоемкость ядерного топлива (по опубликованным в печа­ ти данным суточный запас горючего весит меньше 50 граммов) позволяет разместить на борту ледокола такой его запас, которого хватает на 3-4 года. В идеале судно могло бы и не заходить в порты столь продолжительный срок, если бы не потребность в смене экипажей и пополнении запасов для обеспе­ чения жизнедеятельности. Для сравнения, автономность плавания дизель- электрических ледоколов без пополнения запасов топлива составляет от 20 и максимум до 50 суток. Отсюда несравнимые возможности атомоходов для решения длительных по времени задач на практически неограниченном удалении от баз обеспечения. Кто-то даже подсчитал, что при экономичном режиме работы реакторов атомоход мог бы десять раз обойти вокруг Земно­ го шара, не заправляясь ядерным топливом. Но и это еще не все. Известно, что Севморпуть является сетью довольно мелководных трасс. В устьях сибирских рек, в порты которых ледоколы проводят транспор­ ты, глубины требуют небольшой осадки судов. Увеличение же мощности и проходимости обычных ледоколов - достаточное, чтобы преодолевать 2-2,5-метровые льды, - ведет к росту размеров и массы судна, а значит, и его осадки. И лишь относительно малая габаритность атомных ледоколов позволяет разрешить это противоречие. Однако то, что очевидно сегодня, в первые годы эксплуатации атомного ледокола «Ленин» требовалось доказывать в конкретных ледовых операци­ ях по проводке караванов транспортных судов. Адо того, при конструирова­ нии первого атомного, его создателям предстояло подкрепить теоретически очевидные преимущества нового типа ледокола надежными инженерными и техническими расчетами и решениями. В 1960 году, что называется, по горячим следам сооружения атомохода «Ленин» вышел сборник статей, обобщавший опыт его проектирования и строительства. Общее научное руководство большим коллективом, включавшим в себя как специалистов 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz