Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава «Только применение атомной энергии дало возможность резко повы сить ледокольные качества нового судна», - писал в своей статье после завершения первого рабочего года в Арктике атомохода «Ленин» его главный строитель на ленинградском Адмиралтейском заводе В.И. Чер вяков. Он имел в виду следующее. Обычно преимущества атомных ледо колов по сравнению с дизель-электрическими связывают с огромной, в 2 -3 раза большей мощностью энергетической установки. Энерговоору женность атомохода «Ленин» составляла 2,75 лошадиных силы на одну тонну водоизмещения. Однако силовыми возможностями достоинства атомоходов далеко не исчерпываются. Высокая энергоемкость ядерного топлива (по опубликованным в печа ти данным суточный запас горючего весит меньше 50 граммов) позволяет разместить на борту ледокола такой его запас, которого хватает на 3-4 года. В идеале судно могло бы и не заходить в порты столь продолжительный срок, если бы не потребность в смене экипажей и пополнении запасов для обеспе чения жизнедеятельности. Для сравнения, автономность плавания дизель- электрических ледоколов без пополнения запасов топлива составляет от 20 и максимум до 50 суток. Отсюда несравнимые возможности атомоходов для решения длительных по времени задач на практически неограниченном удалении от баз обеспечения. Кто-то даже подсчитал, что при экономичном режиме работы реакторов атомоход мог бы десять раз обойти вокруг Земно го шара, не заправляясь ядерным топливом. Но и это еще не все. Известно, что Севморпуть является сетью довольно мелководных трасс. В устьях сибирских рек, в порты которых ледоколы проводят транспор ты, глубины требуют небольшой осадки судов. Увеличение же мощности и проходимости обычных ледоколов - достаточное, чтобы преодолевать 2-2,5-метровые льды, - ведет к росту размеров и массы судна, а значит, и его осадки. И лишь относительно малая габаритность атомных ледоколов позволяет разрешить это противоречие. Однако то, что очевидно сегодня, в первые годы эксплуатации атомного ледокола «Ленин» требовалось доказывать в конкретных ледовых операци ях по проводке караванов транспортных судов. Адо того, при конструирова нии первого атомного, его создателям предстояло подкрепить теоретически очевидные преимущества нового типа ледокола надежными инженерными и техническими расчетами и решениями. В 1960 году, что называется, по горячим следам сооружения атомохода «Ленин» вышел сборник статей, обобщавший опыт его проектирования и строительства. Общее научное руководство большим коллективом, включавшим в себя как специалистов 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz