Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава самом корпусе и с той же паротурбинной установкой проекта 90 вместо паровых котлов разместить три атомных реактора установки ОК-150. Вдумайтесь в это! Но сказано - и в 1959 году сделано. Это был уже про­ ект 92 - первый в мире атомный ледокол «Ленин». 20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял постановление N 2840-1203 о разработке мощного атомного ледокола, предназначенного для использования в Арктике. И уже через несколько месяцев очередное постановление правительства от 18 августа 1954 года конкретизировало задачу создания атомного ледокола по срокам, этапам и основным ис­ полнителям работ. Здесь уместно привести мнение Николая Сидоровича Хлопкина, в то время руководителя группы по разработке ядерного ре­ актора ледокола в Лаборатории измерительных приборов Академии наук (ЛИПАН), преобразованной впоследствии в институт атомной энергии имени И.В. Курчатова: «Справедливости ради надо отметить, что для утверждения атомной энергетики на судах нужна была Арктика, так как здесь наиболее наглядно могли быть выявлены преимущества ЯЭУ (ядер- ных энергетических установок - прим. автора)». Новые испытания, которые послала природа ледовым мореплавателям в 60-е, 70-е и 80-е годы, дали однозначный ответ: более надежной альтерна­ тивы, чем атомные технологии, на просторах Северного Ледовитого океа­ на сегодня нет. А тогда, в середине 50-х годов, нарастающий грузопоток на трассах Севморпути сдерживался ограниченными возможностями суще­ ствовавших ледоколов. Этот поток был подобен мощной реке, вошедшей в береговую узкость. Но в отличие от последней скорость движения этого потока чисто автоматически возрасти не могла, требовалось решение не­ скольких тесно взаимосвязанных задач. Прежде всего, необходимо было расширить сроки навигации на Севморпути, которые ограничивались 2 -3 летними месяцами, а также повысить скорость, проходимость и надеж­ ность движения судов во льдах. На пути к решению этих задач выявилось несколько тупиков, в которые объективно попадали обычные ледоколы, работающие на углеводородном топливе. В отличие от транспортных судов у ледоколов с их повышенной мощностью двигателей, необходимой для преодоления ледяного покро­ ва, расход топлива больше, а доставка его к ледоколам или само их пере­ движение к местам бункеровки осложняется той же ледовой обстановкой. Словом, замкнутый круг. Вот здесь и становится очевидным, что без эво­ люционного качественного скачка в развитии ледокольных технологий выбраться из упомянутых тупиков в принципе было невозможно. 2 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz