Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава В итоге зазимовать во льдах были вынуждены 27 пароходов и ледоколов, три из них получили серьезные ледовые повреждения, а пароход «Рабо чий» погиб. Последовали серьезные разбирательства на самом высоком уровне, завершившиеся оргвывс^цами в духе времени и стоившие годов заключения, а то и жизни многим работникам Главсевморпути. Впрочем, сделан был и главный вывод: одними физическими усилиями людей Арк тику надежно не освоить. Нужны новые технологии. И они стали появляться после войны. Первому атомному ледоколу предшествовали дизель-электрические, которые полтора десятилетия не только соседствовали с ним, но и доминировали на трассах Севмор- пути. Кстати, и в послевоенной государственной политике СССР сна чала ставка делалась на мощные обычные ледоколы. В своих воспоми наниях, опубликованных в книге «Откуда уходят и куда возвращаются атомные ледоколы», руководитель предприятия «Атомфлот» Анвер Ибрагимович Тумпаров сообщает об этом интересные факты: «22 мая 1947 года правительство СССР приняло план проектирования и строи тельства мощных ледоколов на уровне техники послевоенных лет для обеспечения плавания в Арктике транспортных судов и превращения Северного морского пути в круглогодично действующую судоходную магистраль. Уже в следующем 1948 году был разработан проект ледоко ла мощностью 45 ОООлошадиных сил, а в 1949 выпущены первые рабо чие чертежи. Это еще был проект не атомного ледокола. Его энергети ческую установку составляли четыре мощных котла на жидком топливе, турбозубчатые агрегаты и электродвигатели». А вот дальше события развивались в духе своего времени, когда поли тические решения нередко возобладали над соображениями экономиче скими и даже технологическими, как это произошло в случае с первым атомным. Владимир Константинович Коваленко, много лет жизни посвя тивший развитию гражданского атомного флота и знавший подробности выполнения морских проектов, очень своеобразно оценил события, свя занные с рождением атомохода «Ленин»: «1950 год. Еще живы Иосиф Виссарионович и Лаврентий Павлович. Не без их, наверное, участия в переходах и недрах старинного особ няка Демидова в Ленинграде разработан и представлен проект паро турбинного ледокола мощностью 40 тыс. л.с. с обычными котлами на жидком топливе. Этот проект, к счастью, как говорится, «не пошел». Предлагается (в те годы это слово имело свой подтекст) в том же 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz