Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

jf| глава ностью и теплом называю имена специалистов питерского ЦНИИ имени академика Крылова главного инженера океанотехники Ю.А. Симонова и главного конструктора В.И. Шлячкова. И даже работников департамента промышленности и транспорта (ныне министерства) Мурманской обла­ сти П.П. Принца, С.М. Леуса, В.И. Викторова, В.Г. Копылова - не счита­ ясь со временем, в любую минуту они готовы прийти на помощь...» На первом атомном по штатному расписанию стоечного судна сокра­ щенный экипаж - всего 28 человек. Сотни помещений находятся в их за­ ведовании, которые нужно поддерживать в добротном состоянии, иначе «пыль времени» поглотит атомоход. И моряки в борьбе со старением судна берут не числом, а умением. «Мы сделали из ледокола «термос», - гово­ рит старший механик «Ленина» Лев Иванович Селении. Рассказывает он о том, как силами экипажа смогли смастерить насос, благодаря которому тепло, раньше уходившее в Кольский залив вместе с горячим конденса­ том, теперь возвращается и обогревает помещения ледокола, предохраняя железные переборки и подволоки от запотевания и коррозии. Невольно думаешь о душевном тепле, с каким относятся к своему второ­ му дому моряки. Ничего удивительного: Селении был старшим механиком на «Ленине» в 70-е годы - время активных плаваний ледокола в Арктике, ему ли не знать, где требуется первоочередное внимание к узлам и меха­ низмам атомохода, а что может еще подождать. Неудобный он человек, Лев Иванович, никому покоя не даст, пока не добьется необходимой под­ держки в ремонте родного ледокола. Впрочем, не он один. Близко к сердцу принимает возрастные хвори ледокола старший помощник капитана Гри­ горий Яковлевич Краснопольский, да и другие члены экипажа. В одном ошибся Анатолий Васильевич Александрович. Ста миллио­ нами рублей не удалось обойтись даже на первом, весьма трудоемком этапе преобразования атомохода «Ленин» в музей - постановки судна на вечную стоянку на единственной в городе набережной у морского вокзала. Как нередко бывает в жизни, одно доброе дело потянуло за собой другое. Первоначально предполагалось поставить атомоход у морвокзала непосредственно к откосу каменной береговой отсыпки. Но выглядело бы все это куце, несовременно, недостойно для памят­ ника мировой культуры. Именно поэтому еще в 2003 году президент Фонда поддержки атомного ледокола «Ленин» предложил расширить и благоустроить территорию в районе будущей стоянки атомохода. Пред­ ложение было принято всеми учредителями Фонда. 243

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz