Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

HI глава отрасли Арктики авторитетный, хотя завоевывал он уважение моряков не на капитанском мостике, а работая многие годы в управлении судоход­ ной компании. Пост первого заместителя генерального директора паро­ ходства он покидал с единственной записью места работы в своей жизни. К Северу, Арктике белоруса по рождению, окончившего Одесский инсти­ тут инженеров водного транспорта, накрепко привязала не экзотика за­ полярного края, а серьезные дела, которыми он жил в период хозяйствен­ ного подъема и бурного развития, пришедшегося на 60-е и особенно 70-е годы прошлого века. Именно Александрович, достигший профессиональ­ ной зрелости, обеспечивал руководство многими небывалыми и сложны­ ми морскими операциями в Арктике, о которых тогда говорила вся страна. Шло крупномасштабное освоение запасов нефти и газа Крайнего Севера и Сибири, требовавшее непрерывной поставки на необорудованный, труд­ нодоступный берег тысяч тонн металлоконструкций, строительных матери­ алов, оборудования и снабжения. Ежегодно расширялись сроки навигации за счет проведения сверхранних рейсов транспортных судов, сопровождае­ мых атомными и дизель-электрическими ледоколами, в том числе «Лени­ ным», пока навигация в западном районе Северного морского пути не стала круглогодичной. Именно такой человек, обладавший широким кругозором и крепкими связями в среде профессионалов морского дела, мог дать серьез­ ный импульс в решении непростой задачи реконструкции первого атомно­ го в музей. Хотя новая должность не сулила большой зарплаты, разве что хлопот с избытком... Но, как любит повторять Анатолий Васильевич, всех богатств после жизни «туда» не унесешь, а дела на земле останутся. Президент Фонда отлично осознавал, что предстоит ему и его едино­ мышленникам. «Ни Мурманск, ни весь Кольский край еще не сталкивались с задачей такого масштаба, - писал он в 2002 году в газете «Полярная правда», - со­ хранить для потомков памятник истории развития мировой цивилизации. Только так, и не иначе, надо рассматривать атомоход «Ленин», открывший для человечества эру мирного применения атомной энергии на морских и ледовых просторах. Спасибо людям, которые сумели сделать это достой­ но, ничем не омрачив мировое общественное сознание, и без того напу­ ганное совсем другими примерами использования энергии атома. Особое спасибо морякам, благодаря их надежной работе во льдах за нашим моло­ дым еще Мурманском прочно закрепилась на планете репутация столицы гражданского атомного флота, и город еще основательнее укрепил свою репутацию главных ворот России в Арктику. 240

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz