Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

If| глава Эта дата прочно вошла в недописанную еще историю возрождения атомного ледокола «Ленин». 29 февраля 2000 года не стало иронией судь­ бы или несчастливым днем, поскольку бывает он всего раз в четыре года. Не приметами руководствовались люди, а твердым расчетом, что им удастся наконец-то сдвинуть проблему, которая была неподъемной уже больше десятилетия. Пришедшие на собрание учредителей некоммерче­ ской организации «Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин» отдава­ ли себе отчет: время работает против них, потому откладывать решения и дела просто недопустимо. Нет ничего более губительного для любого судна, чем отстой, затяги­ вающийся на годы. Ржавеют обездвиженные механизмы, исчерпываются сроки их эксплуатации, на которые даны разрешения Регистра и других надзорных органов, Иными словами, уходит из судна жизнь. Это не про­ сто образное выражение. Атомоход «Ленин» стал главным в судьбе мно­ гих моряков, и прежде всего его бессменного в течение сорока лет капи­ тана. Тяжело переживавший годы забвения ледокола Борис Макарович Соколов дождался таки часа, ставшего поворотным в его судьбе. Всего через несколько месяцев он навсегда покинет командный мостик «Ленина», но уйдет из жизни с мыслью, что ледокол не будет брошен на произвол судьбы. Как когда-то покидал мостик Павел Акимович Понома­ рев с уверенностью, что первый атомный справится со льдами Арктики. Как внезапно ушел из жизни Виталий Семенович Маслов, в последние годы помощник капитана, который помимо обычного несения вахт изо дня в день изыскивал любую возможность, чтобы поддержать ледокол, сделать его центром общественной жизни. Это благодаря Маслову, став­ шему не только известным писателем, но и видным общественным дея­ телем, именно в Мурманске был возрожден для России День славянской письменности и культуры, а капитан атомохода «Ленин» Б.М. Соколов возглавил местное отделение Славянского движения. Провожая Маслова в последний путь на родину - в далекую поморскую деревню Семжа, моряки и горожане в последнюю ночь перед отъездом оставили моряка, писателя и общественного деятеля в траурном автомо­ биле на причале около борта атомохода «Ленин», отдавая должное его вкладу в дело сохранения первого атомного и его светлой памяти... Новые задачи требуют новых людей. Это, конечно, не стопроцентное правило, но своя логика в нем есть. Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин» по предложению Б.М. Соколова возглавил Анатолий Василье­ вич Александрович, человек в Мурманском пароходстве и всей морской 239

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz