Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

jf| глава 150 тысяч часов эксплуатации, но и это, возможно, не предел. А трубная вы­ емная часть имеет ресурс 90 тысяч часов. Так что если корпус окажется надеж­ ным, с заменой трубчатки парогенератор сможет отработать почти два ресурса. Вообще же все эти исследовательские работы по атомной установке до сих пор не получили своего окончательного логического завершения. Ведь пока продляются сроки эксплуатации оборудования, а не его ресурс, как мы обычно говорим. Чтобы поставить точку, надо обобщить, записать все результаты исследований и выводы заложить и утвердить в регламенти­ рующих эксплуатацию АППУ документах. Кстати, моя мечта завершить свою деятельность на атомном флоте с принятием таких регламентов. Но науке сегодня окончательная завершенность не интересна - исчезнет повод для получения новых заказов на исследования... В этом парадокс организации нашей научной деятельности». В долгих разговорах с Федотовым мы пытались разобрать не только техническую сторону исследовательских работ на атомоходе «Ленин» и его младших собратьях. Из этих работ, по сути, вырастала самая мас­ штабная за полвека эксплуатации гражданского атомного флота про­ грамма продления его ресурса, благодаря успешной реализации которой Россия сохранила уникальный флот в те трудные годы, когда останав­ ливались и рушились сотни производств, составлявших промышлен­ ный фундамент Советского Союза. Хотелось понять, что двигало людь­ ми, основная производственная задача которых - обеспечить текущую эксплуатацию атомных ледоколов. Взваливать на свои плечи бремя за­ дач увеличения их сроков работы за пределами проектных нормативов - извините за прозу жизни, это ни в служебные обязанности не входит, ни в размере зарплаты не учитывается. Откуда берет истоки такая предан­ ность людей своему делу? «Вот посмотри, много ли добровольно ушло с атомфлота людей, - раз­ мышляет Федотов. - По нескольку десятилетий работают, пока силы есть, вырастают в руководителей служб и самым естественным образом пере­ дают свой опыт, знания новичкам. Иначе и быть не может, если флоту от­ дана вся жизнь. Уважаю и отдаю должное нашим коллегам с атомных под­ водных лодок, но специфика военной службы такова, что через 2 -3 года они вынуждены менять место службы, потому не получается такой преем­ ственности, как на атомных ледоколах. У нас же дальше пошли: наиболее опытные моряки, не только инженерного, но и рядового состава, едут на сооружение и приемку новых атомоходов, добиваясь, чтобы строители до­ водили их так, как море требует...» 237

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz