Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
HI глава машину, в которую можно было закрепить сверлильный инструмент, а вот как саму ее закрепить на корпусе ПГ, не знали. Пришлось мне ее приварить к кор пусу, и только тогда получилось резать толстый и прочный металл... Машина, с помощью которой вырезали темплеты (образцы метал ла - прим. автора) из корпуса реактора, оказалась работоспособной, но пришлось менять технологию резки. Использовавшийся электрод давал очень высокие тепловые нагрузки на металл корпуса, что могло повли ять на структуру металла и результаты исследований. Тогда увеличили диаметр режущего инструмента со 100 до 120 миллиметров: сам темплет оставался внутри применявшегося угольного электрода... Это техническая сторона вопроса, а за нею не менее хлопотная органи зационная. 90-е годы были смутными, что-то достать или специально из готовить было не так-то просто. Под руководством Рукши, бывшего тогда техническим директором атомного флота, обращались во французские и английские фирмы, хотели за определенную плату воспользоваться их машинами. Не получилось. Потом выделили нам огромные деньги - более двух миллиардов рублей (такой объем выделенных средств объясняется инфляционными процес сами, бушевавшими в стране - прим. автора), и появилась возможность разработать машину для вырезки темплетов в Институте конструкци онных технологий и материалов. Мы туда специально ездили, смотрели, учились... И крупно повезло: в институте работал Виктор Павлович Ива нов, который еще в первый экипаж «Ленина» входил. Когда встретились, он был начальником лаборатории сварки, а потом возглавил всю произ водственную часть института. Легко было сотрудничать с этим человеком, с полуслова нас понимал и содействовал чем мог в изготовлении машины. Пока ее делали, параллельно была написана технология резки темплетов. Для отправки на исследования укладывали эти темплеты (всего 12 штук) в специальный защитный контейнер, поскольку нейтронные пото ки наведенной активности металла представляли опасность. Из Москвы пришел специальный автомобиль, который их отвез в Курчатовский ин ститут. А уж оттуда их брали на исследования в «Прометей», известный научно-исследовательский институт конструкционных материалов... Кстати, проблемы с радиацией возникали не однажды. Был еще такой случай. Вырезанные детали трубной решетки питательного коллекто ра, трубы парогенератора предстояло отправить на Балтийский завод, а спецконтейнеров для металла с наведенной активностью у нас не было. Заказывать, дожидаться их не получалось: поджимали сроки, да и затра 235
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz