Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

HI глава He все из перечисленного было выполнено, но был задан импульс на ДЕЛО, а не на разговоры, до того топившие его, - вот что самое главное. В истории первого атомного была перевернута страница, по своей значи­ мости не менее важная, чем предыдущие, связанные с рождением и экс­ плуатацией ледокола, ведь только сейчас становилось очевидно, что ато­ моход как памятник мирового значения будет сохранен. Замаячившая на горизонте беда сплотила людей, заставила действовать целеустремленно и энергично. Как это по-русски! А между тем первый атомный, хоть это звучит удивительно, еще и сам мог постоять за себя. Жизнь настоятельно потребовала продолжать ра­ боты на ледоколе после его вывода из активной эксплуатации. Вероятно, случайное совпадение, но именно к этому моменту громко заявила о себе на другом атомоходе - «Сибирь» - проблема преждевременного выхода из строя парогенераторов, о чем рассказывалось в предыдущей главе. В тот момент не было отработанной технологии, чтобы заменить их, предприя­ тие было просто не готово к этому, да и достаточных средств тоже не было. Надо сказать, парогенераторы для экипажа «Ленина» головной болью были во время эксплуатации первой атомной паропроизводящей установ­ ки ОК-150. После ее замены на ОК-ЭОО с 1970 по 1989 годы парогенерато­ ры моряков по-крупному не беспокоили - всего на новой установке было наработано 97 тысяч часов: результат, к тому времени непревзойденный на более новых и совершенных атомоходах. А на «Сибири» пришлось вы­ вести из строя ПГ по одному борту - это порождало серьезную тревогу и за другие атомоходы второго и третьего поколения. В то же время на действующем атомоходе не представлялось возможным вырезать пробы металла из атомной паропроизводящей установки для углубленных ис­ следований. Такая возможность открывалась лишь на «Ленине». Кстати, отдельные детали оборудования, которые выходили из строя на первом атомном в процессе эксплуатации, ранее подвергались углубленному исследованию, но этого материала ученым явно не хватало, чтобы составить достоверную картину. Впрочем, раздавались и другие голоса: учитывая надеж­ ность нынешних парогенераторов первого атомного, снять их и использовать на других ледоколах. Ухудшавшаяся с началом реформ в стране экономиче­ ская обстановка уже сказывалась на финансовых возможностях атомного флота и подталкивала к этому решению. Однако предложение представлялось спорным, как это всегда и бывает в ситуации выбора между сиюминутной вы­ годой и долгосрочными, но сулящими надежные результаты работами. 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz