Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
HI глава He все из перечисленного было выполнено, но был задан импульс на ДЕЛО, а не на разговоры, до того топившие его, - вот что самое главное. В истории первого атомного была перевернута страница, по своей значи мости не менее важная, чем предыдущие, связанные с рождением и экс плуатацией ледокола, ведь только сейчас становилось очевидно, что ато моход как памятник мирового значения будет сохранен. Замаячившая на горизонте беда сплотила людей, заставила действовать целеустремленно и энергично. Как это по-русски! А между тем первый атомный, хоть это звучит удивительно, еще и сам мог постоять за себя. Жизнь настоятельно потребовала продолжать ра боты на ледоколе после его вывода из активной эксплуатации. Вероятно, случайное совпадение, но именно к этому моменту громко заявила о себе на другом атомоходе - «Сибирь» - проблема преждевременного выхода из строя парогенераторов, о чем рассказывалось в предыдущей главе. В тот момент не было отработанной технологии, чтобы заменить их, предприя тие было просто не готово к этому, да и достаточных средств тоже не было. Надо сказать, парогенераторы для экипажа «Ленина» головной болью были во время эксплуатации первой атомной паропроизводящей установ ки ОК-150. После ее замены на ОК-ЭОО с 1970 по 1989 годы парогенерато ры моряков по-крупному не беспокоили - всего на новой установке было наработано 97 тысяч часов: результат, к тому времени непревзойденный на более новых и совершенных атомоходах. А на «Сибири» пришлось вы вести из строя ПГ по одному борту - это порождало серьезную тревогу и за другие атомоходы второго и третьего поколения. В то же время на действующем атомоходе не представлялось возможным вырезать пробы металла из атомной паропроизводящей установки для углубленных ис следований. Такая возможность открывалась лишь на «Ленине». Кстати, отдельные детали оборудования, которые выходили из строя на первом атомном в процессе эксплуатации, ранее подвергались углубленному исследованию, но этого материала ученым явно не хватало, чтобы составить достоверную картину. Впрочем, раздавались и другие голоса: учитывая надеж ность нынешних парогенераторов первого атомного, снять их и использовать на других ледоколах. Ухудшавшаяся с началом реформ в стране экономиче ская обстановка уже сказывалась на финансовых возможностях атомного флота и подталкивала к этому решению. Однако предложение представлялось спорным, как это всегда и бывает в ситуации выбора между сиюминутной вы годой и долгосрочными, но сулящими надежные результаты работами. 232
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz