Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

HI глава демиков, но и крупных организаторов науки - президентов научных и инженерных обществ, входящих в единый Союз, депутатов Верховного Совета СССР и даже руководителей академий наук Белоруссии и Украи­ ны. Обратим внимание: дата на письме - 5 февраля 1990 года, до развала Советского Союза остается меньше двух лет. Потому заявления еще не страдают половинчатостью и туманностью: «Мы считаем целесообразным после проведения научных исследований состояния материала установки и определения остаточного ресурса основных элементов оборудования сохранить ледокол как музей, как главный центр научно-технической и пропагандистской деятельности по проблемам использования атомной науки и техники в мирных целях (выделено мною - прим. автора)». Но уже совсем рядом то время, когда над ледоколом сгустятся мрачные тучи. В разгар дискуссии заместитель председателя Государственного коми­ тета СССР по науке и технике М.Г. Круглов информирует президента Ядер­ ного общества академика Е.П. Велихова. Еще не принят Закон об использова­ нии атомной энергии и ядерной безопасности, а уже звучат предупреждения: «Во-первых, статья 45 проекта Закона предусматривает, что при любом цикле ядерной технологии в качестве обязательного этапа должно вклю­ чаться захоронение или ликвидация радиоактивных отходов. Однако в нашем случае предусматривается лишь «надлежащая консервация ядер- ных реакторов...», которые представляют собой радиоактивно загрязнен­ ные конструкции, детали оборудования и материалы. Таким образом, эта статья может оказаться препятствием для сохранения ледокола «Ленин». Во-вторых, статьей 40 указанного проекта Закона СССР предусматри­ ваются определенные ограничения на заходы судов с ядерными установ­ ками в порты СССР. Ледокол «Ленин» даже при надлежащей консерва­ ции его ядерных реакторов остается «судном с ядерной установкой», его заход в порт г. Ленинграда (или любого другого порта СССР) должен про­ водиться в соответствии с требованиями статьи 40. Иными словами, необ­ ходимо будет получить на такой заход разрешение Ленинградского город­ ского совета народных депутатов и органов государственного надзора и контроля за обеспечением безопасного использования атомной энергии». Что, казалось бы, необычного в заходе атомохода в Ленинград, откуда он отправлялся в свое первое плавание, и тем более - в Мурманск, где ба­ зировался 30 лет? Или находился атомный ледокол в этих городах-портах на нелегальном положении - без согласования с соответствующими над­ зорными органами? Но исходное правило чиновника: породить почву для сомнений. И вот в ответ на обращение министров морского флота и 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz