Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

I глава Северного морского пути при Совете народных комиссаров СССР, кото­ рым в разные годы руководили такие выдающиеся исследователи Аркти­ ки, как О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин, А.А. Афанасьев, В.Ф. Бурханов. Из названия проистекала ключевая роль ледовой трассы в освоении суровых северных просторов. Впервые в мире примененный принцип программно-целевого управления, сочетавший в себе начала двух клас­ сических принципов - территориального и отраслевого, позволил в счи­ танные годы освоить необжитые земли на основе интенсивного морского завоза всех необходимых грузов для решения этой задачи. Результат был впечатляющий и для того, и для нынешнего времени. Возведены города, заводы, фабрики, лесокомбинаты, многие из которых до сих пор не утра­ тили своей роли и значения в северных регионах. А сами трассы Сев- морпути покрылись сетью из десятков полярных станций, снабжавших информацией ледокольный и транспортный флот, двигавшийся к наме­ ченным точкам с жизненно необходимыми грузами. Известный полярный исследователь А.Ф. Лактионов приводит впечат­ ляющую статистику развития отечественного арктического мореплава­ ния в 30-е годы: «...если в начале века в Арктике пытались плавать лишь одиночные суда, то в навигацию 1934 г. плавало уже 85 судов, в 1935 г. - более 100, а в 1936 г. - 160 судов. Интересно отметить, что в 1935 г. сквоз­ ным путем с запада на восток прошло четыре судна, а в 1936 г. в обоих направлениях - четырнадцать». А сам ледокольный флот теперь попол­ нялся судами, построенными на отечественных верфях. В качестве при­ мера можно назвать серию мощных и современных по тому времени па­ ровых ледоколов, успешно решавших поставленные задачи в Арктике как в предвоенные годы, так и во время Великой Отечественной войны. Они носили имена руководителей Советского государства: «Сталин», «Мико­ ян», «Молотов», «Каганович». В 30-е годы событиями Арктики жила вся страна. Хотя материальная основа для подъема диких, неосвоенных территорий создавалась далеко не на одном энтузиазме добровольцев, стремившихся в студеные широ­ ты, велик и неоценим вклад в подъем Севера канувших в безвестность людей, кого направляли отнюдь не добровольно и по комсомольским путевкам. Этот невольный сплав энтузиазма и принуждения породил веру в безграничность возможностей человека в противостоянии стихии. Отрезвление не заставило себя ждать и было не просто жестким, а жесто­ ким. В навигацию 1937 года на трассах Севморпути сложилась аномально тяжелая ледовая обстановка, какая случается один-два раза в 20-30 лет. *7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz