Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

HI глава Дальнейшие события показали, что эксперименты и исследования на «Ленине» сыграли свою положительную роль в деле сохранения уникаль­ ного судна, приостановив хотя бы на время решение о его окончательном списании из состава флота. Но гарантий на полное сохранение судна в от­ стое, несмотря на его уникальность, не было. Этих гарантий еще предстоя­ ло добиться, ведь государство как хозяйственный механизм неохотно при­ нимает на себя какие-то дополнительные расходы за объект, переставший приносить прибыль. И тут никакие общественные эмоции к делу не подо­ шьешь: содержание судна, даже застывшего у причальной стенки, обходится недешево... Потому и сгорел факелом посреди Кольского залива легендар­ ный ледокол «Ермак» несмотря на призывы и усилия общественности, на­ правленные на то, чтобы сберечь национальное достояние. Печальна судьба научно-исследовательского судна «Николай Книпович», останки которого буквально по частям собирали энтузиасты (в основном школьники и сту­ денческая молодежь) на осушке Кольского залива. И собрали, и доставили на судоремонтную верфь, а результат тот же - судно погибло... В случае с «Лениным» цена вопроса сохранения первого атомохода была намного выше, но ведь выше и значение этого уникального судна в разви­ тии мировой цивилизации - тут никак нельзя планку ценностей опускать, иначе потомки уж точно не простят. И замечательно само по себе то, что нашлись люди, начавшие разговор о дальнейшей судьбе атомохода, когда он еще был в эксплуатации. Нетрудно предположить, что первыми были моряки: как сказано в поговорке, своя рубашка ближе к телу... За три года до вывода ледокола из эксплуатации в статье по случаю его очередной годовщины начальник радиостанции «Ленина», уже извест­ ный тогда на Русском Севере писатель Виталий Семенович Маслов по­ ставил в газете «Полярная правда» вопрос о преобразовании в будущем первого атомного в музей истории. Позже, в воспоминаниях о капитане Б.М. Соколове - уже как об инициаторе сохранения для нас и наших по­ томков первого атомного, он напишет: «Печальная участь «Ермака» за­ ставляла думать об этом загодя. Тем более, что неофициально уже сооб­ щалось о двух разработанных, секретных, как обычно в то время, проектах утилизации нашего атомохода. Причем цена за сами ленинградские проек­ ты называлась такая, что само переоборудование ледокола под музей этих денег не стоило бы...» После обмена откликами на страницах газеты тот же Маслов направил письмо с аналогичным призывом в Президиум Верхов­ ного Совета СССР. А еще годом позднее уже как председатель областного Фонда культуры создал при нем проблемную группу по изучению перепек - 2 2 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz