Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
HI глава Дальнейшие события показали, что эксперименты и исследования на «Ленине» сыграли свою положительную роль в деле сохранения уникаль ного судна, приостановив хотя бы на время решение о его окончательном списании из состава флота. Но гарантий на полное сохранение судна в от стое, несмотря на его уникальность, не было. Этих гарантий еще предстоя ло добиться, ведь государство как хозяйственный механизм неохотно при нимает на себя какие-то дополнительные расходы за объект, переставший приносить прибыль. И тут никакие общественные эмоции к делу не подо шьешь: содержание судна, даже застывшего у причальной стенки, обходится недешево... Потому и сгорел факелом посреди Кольского залива легендар ный ледокол «Ермак» несмотря на призывы и усилия общественности, на правленные на то, чтобы сберечь национальное достояние. Печальна судьба научно-исследовательского судна «Николай Книпович», останки которого буквально по частям собирали энтузиасты (в основном школьники и сту денческая молодежь) на осушке Кольского залива. И собрали, и доставили на судоремонтную верфь, а результат тот же - судно погибло... В случае с «Лениным» цена вопроса сохранения первого атомохода была намного выше, но ведь выше и значение этого уникального судна в разви тии мировой цивилизации - тут никак нельзя планку ценностей опускать, иначе потомки уж точно не простят. И замечательно само по себе то, что нашлись люди, начавшие разговор о дальнейшей судьбе атомохода, когда он еще был в эксплуатации. Нетрудно предположить, что первыми были моряки: как сказано в поговорке, своя рубашка ближе к телу... За три года до вывода ледокола из эксплуатации в статье по случаю его очередной годовщины начальник радиостанции «Ленина», уже извест ный тогда на Русском Севере писатель Виталий Семенович Маслов по ставил в газете «Полярная правда» вопрос о преобразовании в будущем первого атомного в музей истории. Позже, в воспоминаниях о капитане Б.М. Соколове - уже как об инициаторе сохранения для нас и наших по томков первого атомного, он напишет: «Печальная участь «Ермака» за ставляла думать об этом загодя. Тем более, что неофициально уже сооб щалось о двух разработанных, секретных, как обычно в то время, проектах утилизации нашего атомохода. Причем цена за сами ленинградские проек ты называлась такая, что само переоборудование ледокола под музей этих денег не стоило бы...» После обмена откликами на страницах газеты тот же Маслов направил письмо с аналогичным призывом в Президиум Верхов ного Совета СССР. А еще годом позднее уже как председатель областного Фонда культуры создал при нем проблемную группу по изучению перепек - 2 2 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz