Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
И глава Сейчас на ряде крупных российских предприятий, осваивающих при родные ресурсы Арктики, и даже в некоторых судоходных компаниях популярно мнение, что благодаря новейшим техническим достижениям в судостроении можно построить собственный транспортный флот уси ленного ледового класса, позволяющий обойтись на Севморпути без под держки атомных ледоколов. Причем это не просто мнение, за ним уже последовали практические шаги. Вся эта, во-многом пиаровская, кампа ния «подогревается» бесконечными разговорами о глобальном потепле нии, облегчающем условия арктического судоходства. Не берусь судить, насколько корректно брать в расчет пока еще довольно краткосрочные сюрпризы матушки-природы, но вот игнорировать чужой опыт незави симого ледового мореплавания неосмотрительно. Академик Н.С. Хлоп- кин в своей статье «Атомная энергетика для освоения Севера» приводит тому убедительный пример: «В 70-е годы для снижения стоимости транс портировки американцы попытались применить крупнотоннажные суда активного ледового плавания без сопровождения ледокола. Был преоб разован в ледокольное судно танкер «Манхеттен» водоизмещением 115 тыс. т и мощностью энергетической установки 43 тыс. л. с. Во время двух экспериментальных рейсов севернее Аляски танкер получил поврежде ния, часто клинился, простаивал при сжатии льда. Поэтому такой способ транспортировки грузов не получил распространения. По мнению со трудников Центрального научно-исследовательского института морского флота (ЦНИИМФ) целесообразность круглогодичного использования в Арктике ледокольно-транспортных судов активного плавания без сопро вождения ледоколов сомнительна». Переход атомного ледокольного флота в систему государственной корпорации «Росатом» может положительно сказаться на применении накопленного моряками опыта эксплуатации транспортных ядерных энергетических установок в других направлениях их использования в морских условиях. Ученые предлагают работать и дальше над идеей транспортировки грузов специально построенными подводными судами с ЯЭУ. А поскольку международный правовой режим захода атомных су дов в порты до сих пор не принят, появилась идея расположения ядерной энергетической установки в отдельном кормовом модуле, который мож но отделить от судна перед заходом в порты или в случае аварии. Весьма широк спектр предложений по применению атомных энергоустановок при освоении и эксплуатации месторождений нефти и газа на шельфе Арктики. Есть и другие любопытные замыслы. 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz