Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

И глава Сейчас на ряде крупных российских предприятий, осваивающих при­ родные ресурсы Арктики, и даже в некоторых судоходных компаниях популярно мнение, что благодаря новейшим техническим достижениям в судостроении можно построить собственный транспортный флот уси­ ленного ледового класса, позволяющий обойтись на Севморпути без под­ держки атомных ледоколов. Причем это не просто мнение, за ним уже последовали практические шаги. Вся эта, во-многом пиаровская, кампа­ ния «подогревается» бесконечными разговорами о глобальном потепле­ нии, облегчающем условия арктического судоходства. Не берусь судить, насколько корректно брать в расчет пока еще довольно краткосрочные сюрпризы матушки-природы, но вот игнорировать чужой опыт незави­ симого ледового мореплавания неосмотрительно. Академик Н.С. Хлоп- кин в своей статье «Атомная энергетика для освоения Севера» приводит тому убедительный пример: «В 70-е годы для снижения стоимости транс­ портировки американцы попытались применить крупнотоннажные суда активного ледового плавания без сопровождения ледокола. Был преоб­ разован в ледокольное судно танкер «Манхеттен» водоизмещением 115 тыс. т и мощностью энергетической установки 43 тыс. л. с. Во время двух экспериментальных рейсов севернее Аляски танкер получил поврежде­ ния, часто клинился, простаивал при сжатии льда. Поэтому такой способ транспортировки грузов не получил распространения. По мнению со­ трудников Центрального научно-исследовательского института морского флота (ЦНИИМФ) целесообразность круглогодичного использования в Арктике ледокольно-транспортных судов активного плавания без сопро­ вождения ледоколов сомнительна». Переход атомного ледокольного флота в систему государственной корпорации «Росатом» может положительно сказаться на применении накопленного моряками опыта эксплуатации транспортных ядерных энергетических установок в других направлениях их использования в морских условиях. Ученые предлагают работать и дальше над идеей транспортировки грузов специально построенными подводными судами с ЯЭУ. А поскольку международный правовой режим захода атомных су­ дов в порты до сих пор не принят, появилась идея расположения ядерной энергетической установки в отдельном кормовом модуле, который мож­ но отделить от судна перед заходом в порты или в случае аварии. Весьма широк спектр предложений по применению атомных энергоустановок при освоении и эксплуатации месторождений нефти и газа на шельфе Арктики. Есть и другие любопытные замыслы. 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz