Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
И глава шей страной проводилось затопление в Карском море объектов с РАО и ОЯТ, их общая активность составила, по некоторым оценкам, только 100- 150 тысяч кюри. Впрочем, даже при такой экологической нагрузке море и сегодня считается одним из самых чистых в мире. Проблема «Лепсе» в том, что находящееся на нем топливо, в основном, является дефектным. Что бы извлечь его, загрузить в транспортные контейнеры, вывезти и перера ботать, нужны специальные, нигде в мире не применявшиеся технологии. Вот почему, наряду с озабоченностью условиями хранения потенциально очень опасных ядерных материалов, европейскую общественность волнует перспектива разработки новых уникальных технологий, которые необхо димы не только России, но и другим странам, активно развивающим свою атомную энергетику. Пути решения проблемы «Лепсе» ясны, потому во просы выгрузки из нее дефектного ОЯТ и самой утилизации судна - это на сегодня уже вопросы времени и выделения необходимых денег. С конца августа 2008 года атомные ледоколы перешли из управле ния Мурманским морским пароходством в ведение Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Непосредственно их экс плуатирует Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот», в составе которого снова объединены флот и береговая инфраструктура его обслуживания, как это было 20 лет назад. Хочет ся надеяться, что это не единственное преимущество, которое принесла самая масштабная за все 50 лет существования гражданского атомного флота реорганизация. Приметы усиления государственного внимания к его настоящему и будущему не ограничиваются только что завершив шейся реорганизацией системы управления. Выделены средства, и на чато проектирование двухосадочного атомного ледокола, сочетающего функции линейных атомоходов типа «Арктика» и мелкосидящих типа «Таймыр». Есть обоснования строительства сверхмощного ледокола- лидера для морской части Севморпути. В упоминавшейся не раз статье «Перспективы использования ЯЭУ на коммерческих судах в условиях Севера России» в связи с этим отмечено: «Технико-экономические исследования показывают, что эксплуатация атомных ледоколов нового поколения приведет к значительному увели чению скорости проводки судов и соответственно к снижению затрат на транспортирование грузов. Ожидаемая рентабельность перевозок повы сится на 70-80% в зависимости от вариантов использования ледоколов». 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz