Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

И глава шей страной проводилось затопление в Карском море объектов с РАО и ОЯТ, их общая активность составила, по некоторым оценкам, только 100- 150 тысяч кюри. Впрочем, даже при такой экологической нагрузке море и сегодня считается одним из самых чистых в мире. Проблема «Лепсе» в том, что находящееся на нем топливо, в основном, является дефектным. Что­ бы извлечь его, загрузить в транспортные контейнеры, вывезти и перера­ ботать, нужны специальные, нигде в мире не применявшиеся технологии. Вот почему, наряду с озабоченностью условиями хранения потенциально очень опасных ядерных материалов, европейскую общественность волнует перспектива разработки новых уникальных технологий, которые необхо­ димы не только России, но и другим странам, активно развивающим свою атомную энергетику. Пути решения проблемы «Лепсе» ясны, потому во­ просы выгрузки из нее дефектного ОЯТ и самой утилизации судна - это на сегодня уже вопросы времени и выделения необходимых денег. С конца августа 2008 года атомные ледоколы перешли из управле­ ния Мурманским морским пароходством в ведение Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Непосредственно их экс­ плуатирует Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот», в составе которого снова объединены флот и береговая инфраструктура его обслуживания, как это было 20 лет назад. Хочет­ ся надеяться, что это не единственное преимущество, которое принесла самая масштабная за все 50 лет существования гражданского атомного флота реорганизация. Приметы усиления государственного внимания к его настоящему и будущему не ограничиваются только что завершив­ шейся реорганизацией системы управления. Выделены средства, и на­ чато проектирование двухосадочного атомного ледокола, сочетающего функции линейных атомоходов типа «Арктика» и мелкосидящих типа «Таймыр». Есть обоснования строительства сверхмощного ледокола- лидера для морской части Севморпути. В упоминавшейся не раз статье «Перспективы использования ЯЭУ на коммерческих судах в условиях Севера России» в связи с этим отмечено: «Технико-экономические исследования показывают, что эксплуатация атомных ледоколов нового поколения приведет к значительному увели­ чению скорости проводки судов и соответственно к снижению затрат на транспортирование грузов. Ожидаемая рентабельность перевозок повы­ сится на 70-80% в зависимости от вариантов использования ледоколов». 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz