Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава Этим не исчерпывалось значение новых аргументов в соперничестве двух стран, опередивших остальные при использовании энергии атома. Было, конечно, здесь немало и политики. В 1959 году, через три дня после начала ходовых испытаний атомохода «Ленин», со страниц газеты «Прав да» советский лидер Н.С. Хрущев заявит: «Наш атомный ледокол «Ле нин» будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны». И несмотря на очевидный пропагандистский залп, направленный этими словами в сторону идеологического противника, они отвечали настроени ям многих людей. Очень точно передал ощущение того времени ветеран, в свое время один из технических руководителей управления, а затем и базы атомного ледокольного флота Александр Кириллович Синяев: «Мир содрогнулся после бомбардировок в Японии. Появилось ощущение по всеместного страха. Надо было что-то противопоставить нараставшему кошмару в сознании людей. И не появись проектов мирной ядерной энер гетики, неизвестно, к чему бы привел этот кошмар. А обнадеживающего будущего у атомной энергии точно не было бы...» Между тем если пристальнее вникнуть в суть вопроса, выяснится, что появление ледокола-атомохода в стране с самым большим в мире аркти ческим побережьем было своевременно и закономерно продиктовано всем ходом событий. До войны, в 20-е и 30-е годы, Советский Союз осуществил колоссаль ный прорыв в освоении своих арктических просторов, заслуженно полу чивших название Великого Северного морского пути. Жаль, что первое определение впоследствии проглотило прагматичное время. Этот этап об устройства и развития ледовой трассы вдоль северного побережья СССР с прилегающими к ней великими сибирскими реками для своего времени тоже был своеобразным «ноу-хау», где основной акцент делался на безгра ничность человеческих резервов и возможностей. Иного и быть не могло, поскольку технический прогресс еще не ушел дальше паровых машин и котельных на угольном топливе. Зато организационно освоение необжи тых, отдаленных от цивилизации и суровых по климатическим условиям территорий было поставлено, без преувеличения, образцово. Вслед за десятилетием успешно осуществленных Карских и Колым ских товарообменных экспедиций появилась организация, управлявшая промышленным, социальным и культурным развитием на 40 процентах площади всего Советского Союза, включавших в себя Крайний Север, Си бирь и Дальний Восток. Ее окрестили в обиходе как Арктический главк, супернаркомат, официально же она именовалась - Главное управление i 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz