Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
И глава «Сложившаяся практика использования атомных ледоколов в настоя- щее время включает, в основном, районы западной Арктики: Баренцево море, районы Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, район островов Ва- рандей и Колгуев, а также архипелаг Шпицберген. Эпизодически атомные ледоколы осуществляют проводки судов в Белом море. В связи с дефици том ледокольного обеспечения в стране, атомные ледоколы в ряде случа ев направлялись для работы в морях восточной Арктики, а с 1995 г. при необходимости осуществляют ледокольную проводку на всем протяжении трассы Северного морского пути и в замерзающих неарктических морях». Окончание «холодной войны» и разрядка напряженности в отноше ниях России и Запада в середине 90-х годов прошлого века не могли не сказаться на деятельности атомного ледокольного флота и инфраструк туры его обслуживания. Специалистам базы атомфлота и экипажам судов атомно-технологического обслуживания в эти годы пришлось решать за дачи по обращению с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и радиоак тивными отходами (РАО), каких прежде не было. В обстановке гласности начиналось сотрудничество Мурманского морского пароходства с Север ным военно-морским флотом по вывозу ОЯТ, извлеченного из реакторов атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава. Ни много ни мало, таких подлодок насчитывалось больше ста. Предполагалось выво зить топливо морским путем на базу «Атомфлота», а затем рейсами спец- эшелона отправлять в конечную точку маршрута на Уральский комбинат «Маяк». Военным организациям эта схема сотрудничества позволяла снять со своего флота тяжелое бремя хранения потенциально опасного ОЯТ, для пароходства в условиях длительного экономического и финан сового кризиса страны открывалась возможность дополнительного зара батывания средств, необходимых на покрытие издержек по содержанию ледокольного флота. А гарантией безопасности предстоящих операций, о чем беспокоилась общественность, были 40 с лишним лет опыта надежной эксплуатации атомоходов, накопленного судоходной компанией. Возможности бесперебойного вывоза ОЯТ проистекали из того обстоя тельства, что плавучая техническая база перезарядки реакторов «Иман дра» использовалась по своему прямому назначению не более четырех месяцев в году, плавтехбаза «Лотта» - и того меньше. Специальное по становление правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 года, предусматривавшее меры по ускорению утилизации атомных подлодок и надводных кораблей и экологической реабилитации радиационно г о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz