Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

И глава «Сложившаяся практика использования атомных ледоколов в настоя- щее время включает, в основном, районы западной Арктики: Баренцево море, районы Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, район островов Ва- рандей и Колгуев, а также архипелаг Шпицберген. Эпизодически атомные ледоколы осуществляют проводки судов в Белом море. В связи с дефици­ том ледокольного обеспечения в стране, атомные ледоколы в ряде случа­ ев направлялись для работы в морях восточной Арктики, а с 1995 г. при необходимости осуществляют ледокольную проводку на всем протяжении трассы Северного морского пути и в замерзающих неарктических морях». Окончание «холодной войны» и разрядка напряженности в отноше­ ниях России и Запада в середине 90-х годов прошлого века не могли не сказаться на деятельности атомного ледокольного флота и инфраструк­ туры его обслуживания. Специалистам базы атомфлота и экипажам судов атомно-технологического обслуживания в эти годы пришлось решать за­ дачи по обращению с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и радиоак­ тивными отходами (РАО), каких прежде не было. В обстановке гласности начиналось сотрудничество Мурманского морского пароходства с Север­ ным военно-морским флотом по вывозу ОЯТ, извлеченного из реакторов атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава. Ни много ни мало, таких подлодок насчитывалось больше ста. Предполагалось выво­ зить топливо морским путем на базу «Атомфлота», а затем рейсами спец- эшелона отправлять в конечную точку маршрута на Уральский комбинат «Маяк». Военным организациям эта схема сотрудничества позволяла снять со своего флота тяжелое бремя хранения потенциально опасного ОЯТ, для пароходства в условиях длительного экономического и финан­ сового кризиса страны открывалась возможность дополнительного зара­ батывания средств, необходимых на покрытие издержек по содержанию ледокольного флота. А гарантией безопасности предстоящих операций, о чем беспокоилась общественность, были 40 с лишним лет опыта надежной эксплуатации атомоходов, накопленного судоходной компанией. Возможности бесперебойного вывоза ОЯТ проистекали из того обстоя­ тельства, что плавучая техническая база перезарядки реакторов «Иман­ дра» использовалась по своему прямому назначению не более четырех месяцев в году, плавтехбаза «Лотта» - и того меньше. Специальное по­ становление правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 года, предусматривавшее меры по ускорению утилизации атомных подлодок и надводных кораблей и экологической реабилитации радиационно­ г о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz