Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ц глава обрел новую специализацию - полигона опытных испытаний. А потом наступила очередь для полномасштабных работ на атомоходе «Вайгач». И здесь особенно досталось мастеру Валерию Михайловичу Григорьеву. Пятидневной недели не хватало, нередко Григорьев задерживался допозд­ на, чтобы завершить начатые операции. Если нужно, подменял слесаря. - Человек равнодушный в этой обстановке ничего бы точно не сделал, - резюмирует рассказ о своих специалистах Владимир Маркелов. Я интере­ суюсь, неужели в таком длительном деле не обошлось без проколов. - Были, конечно, но не по вине людей. Неисправности техники... - Ну это текущее. А в итоге что? - не отступаюсь я. - «Вайгач» ходит, - сверхлаконично подытоживает Маркелов. Ходит после замены трех парогенераторов, причем не только по при­ брежным трассам Северного морского пути, но и с туристами на Север­ ный полюс атомоход «Ямал». Завершена замена пяти ПГ на «России», двух - на ледоколе «Советский Союз»... Оценивая проделанное и достигнутое, считай, за полтора десятилетия, главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Мамединович Кашка кон­ статировал: «На «Вайгаче» с парогенераторами тяжело было. «Ямальские» ремонтировали с криком, гамом. На «России» все шло уже штатно...» В коллективной статье «Перспективы использования ЯЭУ на ком­ мерческих судах в условиях Севера России» авторы привели немало данных, обобщающих результаты эксплуатации действующего атом­ ного флота. Показательно сравнение эффективности работы дизель- электрических и атомных ледоколов: «Основным преимуществом ле­ докола с ядерной энергетической установкой является автономность плавания - исходя из запасов топлива 4 -5 лет. Дизель-электрические ледоколы меньшей мощности при расходе топлива 100-130 тонн в сутки имеют автономность 1,5-2 месяца, после чего требуется добункеровка в портах или с помощью танкеров ледового класса. Максимально воз­ можные сроки навигации в Арктике с помощью дизель-электрических ледоколов - 6 -7 месяцев в Западном секторе Арктики и 3 -4 - в Вос­ точном, с помощью атомоходов - круглогодично. Производительность работы атомоходов в 4 раза выше, чем ледоколов типа «Капитан Со­ рокин» или «Москва», и в два раза выше, чем ледоколов типа «Ермак». Использование атомных ледоколов позволило увеличить продолжи­ тельность навигации в Арктике с трех месяцев до десяти, а в Западном сек­ торе Арктики транспортные операции осуществляются круглогодично». 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz