Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
И глава ного и в чем-то безжалостного. Начало 90-х годов ассоциируется с бес пощадным словом «обвал» - в политике, в экономике, в обычной жизни. Время делало безработными не только людей, но даже атомные ледоколы. Количество перевозимых грузов в Арктике сократилось в разы, уменьши лось число транспортных судов на трассах Северного морского пути. Зато в избытке стало атомоходов, словно по закону: если где-то чего-то убыло, значит, где-то прибудет. «Сибирь» с выведенными из строя парогенерато рами вместо ремонта попала в отстой. А с дальнейшим обострением фи нансовых и снабженческих проблем, по мере нарастания кризиса в стране, она стала еще и донором для действующих ледоколов, нуждавшихся в за пасных частях. Что ни говори, и у корабля судьба иной раз не заладится... На десятилетие отодвинулось и решение проблемы ремонта пароге нераторов. Но время, словно бумеранг, рано или поздно возвращает нам неразрешенные ситуации. И тогда нарастающая острота проблемы начи нает диктовать темпы ее решения. К началу нового века парогенераторы «потекли» сразу на нескольких атомоходах. До определенного момента отдельные секции ПГ просто глушили, увеличивая нагрузку на другие. Но всему есть предел. В начале 2001 года стало очевидно, что дальше тя нуть уже некуда. С пухлого комплекта документации 1990 года по замене внутреннего устройства ПГ стряхнули пыль, но не тут-то было. Несерий ные расточной и сварочный станки, к которым было немало претензий от заказчика - пароходства - и десятилетием раньше, проявили свой капризный норов. Меняли кабели, червячные передачи, слабым звеном оказался суппорт... За помощью обратились к создателям станков - ра ботникам Центрального НИИ технологии судостроения. И выяснилось, что большинство нужных людей уже на пенсии, пришлось их разыскивать, такой возник производственный детектив... Позже, оценивая проделанное, Рудольф Федотов образно заметил: «Сами учились работать, и станки учили!» Представим себе эту задачу. Конусообразный сварной шов имеет 145 миллиметров глубины и 160 миллиметров ширины в самом верху. Пред стояло разрезать своеобразный клин из нержавеющей стали в форме круга диаметром почти полтора метра. Надо тщательно, слой за слоем, вырезать сварной шов из нержавейки, уходя вглубь... Поначалу же потратили уйму времени даже на то, чтобы предельно точно установить станок на горло вину парогенератора. Во всей операции, которая занимает 35-40 рабочих смен, необходимо до микрон выдержать размеры вырезки стали, чистоту ее обработки и в самом конце не «провалить» размер корпуса ПГ, чтобы 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz