Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
jf глава технологические сложности резки и сварки шва, ради чего заказывались, изготовлялись и долго «доводились до ума» уникальные расточной и сва рочный станки, и внешне простое дело становится архисложным, требую щим не дней или месяцев, а нескольких лет тщательной подготовки. У всякой истории есть своя предыстория. Ситуация с вышедшими из строя четырьмя парогенераторами ледокола «Сибирь», что явилось одной из причин вывода из эксплуатации ледокола, и стала предысторией реше ния проблемы. Еще в 1988 году после долгих споров задание на ремонт ПГ пароходство поручило ремонтно-технологическому предприятию «Атом флот», которому предстояло использовать техническую документацию, разработанную Центральным НИИ морского флота. Работу поручили именно «Атомфлоту» по той причине, что его специалисты лучше, чем на других предприятиях данного профиля, представляли местную обстанов ку и осознавали, что их технических возможностей и профессионализма работников хватит для решения впервые поставленной задачи. Вспоминая о том времени, начальник техотдела предприятия, а ныне начальник управ ления по производству и береговой инфраструктуры ФГУП «Атомфлот» Владимир Владимирович Маркелов кратко замечает: «Гладко не было». Недоставало технической документации, требовались запчасти к стан кам, изготовленные из нержавейки со сложным химическим составом, - а это спецзаказ на Балтийский завод со всеми организационными, финан совыми, снабженческими «прелестями»... Хватало и чисто технических заморочек, несмотря на то что Центральный НИИ технологии судострое ния изготовил уже вторую партию необходимых станков. Самое примеча тельное было в том, что от расточного и сварочного станков первого поко ления в свое время избавились за ненадобностью по истечении 10-летнего срока гарантии - не ломались поначалу парогенераторы... В 90-м году технология замены выемного устройства парогенератора была наконец-то разработана и согласована, а на следующий год специ алисты ремонтно-технологического предприятия «Атомфлот» получили задание на ремонт пяти ПГ атомохода «Сибирь». «Я уже составлял сете вой график работ - в расчете, что за год управимся, - вспоминает Марке лов, - как вдруг последовала отмена заявки». Никто не подозревал тогда, что работы по ремонту парогенераторов возобновятся только через 10 лет, а для «Сибири» остановка обернется неопределенно длительным отстоем у причальной стенки. Упустить время легко, сложнее его наверстывать. На судьбу атомохода «Сибирь» наложился именно отпечаток времени. Неопределенного, нерв 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz