Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

jf глава технологические сложности резки и сварки шва, ради чего заказывались, изготовлялись и долго «доводились до ума» уникальные расточной и сва­ рочный станки, и внешне простое дело становится архисложным, требую­ щим не дней или месяцев, а нескольких лет тщательной подготовки. У всякой истории есть своя предыстория. Ситуация с вышедшими из строя четырьмя парогенераторами ледокола «Сибирь», что явилось одной из причин вывода из эксплуатации ледокола, и стала предысторией реше­ ния проблемы. Еще в 1988 году после долгих споров задание на ремонт ПГ пароходство поручило ремонтно-технологическому предприятию «Атом­ флот», которому предстояло использовать техническую документацию, разработанную Центральным НИИ морского флота. Работу поручили именно «Атомфлоту» по той причине, что его специалисты лучше, чем на других предприятиях данного профиля, представляли местную обстанов­ ку и осознавали, что их технических возможностей и профессионализма работников хватит для решения впервые поставленной задачи. Вспоминая о том времени, начальник техотдела предприятия, а ныне начальник управ­ ления по производству и береговой инфраструктуры ФГУП «Атомфлот» Владимир Владимирович Маркелов кратко замечает: «Гладко не было». Недоставало технической документации, требовались запчасти к стан­ кам, изготовленные из нержавейки со сложным химическим составом, - а это спецзаказ на Балтийский завод со всеми организационными, финан­ совыми, снабженческими «прелестями»... Хватало и чисто технических заморочек, несмотря на то что Центральный НИИ технологии судострое­ ния изготовил уже вторую партию необходимых станков. Самое примеча­ тельное было в том, что от расточного и сварочного станков первого поко­ ления в свое время избавились за ненадобностью по истечении 10-летнего срока гарантии - не ломались поначалу парогенераторы... В 90-м году технология замены выемного устройства парогенератора была наконец-то разработана и согласована, а на следующий год специ­ алисты ремонтно-технологического предприятия «Атомфлот» получили задание на ремонт пяти ПГ атомохода «Сибирь». «Я уже составлял сете­ вой график работ - в расчете, что за год управимся, - вспоминает Марке­ лов, - как вдруг последовала отмена заявки». Никто не подозревал тогда, что работы по ремонту парогенераторов возобновятся только через 10 лет, а для «Сибири» остановка обернется неопределенно длительным отстоем у причальной стенки. Упустить время легко, сложнее его наверстывать. На судьбу атомохода «Сибирь» наложился именно отпечаток времени. Неопределенного, нерв­ 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz