Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
If глава Почти за 50 лет эксплуатации российских атомоходов не было ни одно го серьезного инцидента, а тем более аварии, подвергшей ядерной и ра диационной опасности жизнь людей и чистоту окружающей среды. Кон статация этого факта уже примелькалась, стала общим местом. Пожалуй, и хорошо, что в представлениях об этом флоте почти нет налета разо блачительное™, который любят журналисты, раскапывающие (а, быва ет, и выдумывающие) истории об утаенных происшествиях и драмах: не на пользу делу сенсационная известность в атомной энергетике. Верно и обратное: сами эксплуатационники не любят особо подчеркивать отсут ствие нарушений радиационной безопасности - какой смысл гордиться тем, что должно быть нормой. Гораздо меньше известно, чего стоило специалистам гражданского атом ного флота сохранить его, что называется, на плаву. К сожалению, только профессионалам и ведомо, что приостановление работы атомоходов было равносильно гибели уникального флота. Позднее восстановить его рабо тоспособность обошлось бы не дешевле, чем выстроить новые атомные ле доколы. Такова цена внешне почти незаметных и даже в чем-то рутинных дел, которые осуществили специалисты. Атомные ледоколы - продукция штучная. Их намного меньше, чем космических кораблей, всего девять в России. А значит - и на планете. Поскольку нигде больше такие суда не строили и не эксплуатировали. Но редкость еще не достоинство. Как не достоинство само по себе - слож ность этой супересовременной техники, сравнимой опять же с космической. А вот надежность в многолетней эксплуатации говорит очень о многом. После 30-летней эксплуатации атомного флота возникла проблема ремон та парогенераторов (ПГ), грозившая остановить атомоходы. К тому времени первенец «Ленин», превысивший на 5 лет проектный срок службы, был вы веден из эксплуатации. У него парогенераторы уже не текли, и это означало, что возникшая на других атомоходах проблема парогенераторов касалась не конструктивной надежности техники. Проявилось нечто другое, скорее связанное с качеством изготовления оборудования. Больше всех не повез ло «Сибири», в атомной установке которой и возникла проблема ПГ, словно паралич обездвижившая на полтора десятилетия ледокол. С 2000 года стало очевидно, что и младшие собратья «Сибири» могут подвергнуться этому па раличу, загоняющему в отстой действующий атомный флот. Откладывать «лечение» парогенераторов дальше было некуда. Но в том и вопрос, что раньше никому эту задачу решать не приходилось. Впрочем, растерянности, паники в рядах профессионалов из технического управления атомного фло 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz