Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
И глава проекту), а затем и до 175 тысяч. Авторы статьи наглядно показывают, как это отразилось и еще отразится в целом на положении дел в Арктике: «Значительное увеличение назначенного ресурса ЯЭУ и соответствую щего срока службы ледокола «Арктика» позволило избежать крайне не приятных последствий для работы на трассах Северного морского пути, обусловленных длительной задержкой завершения строительства атом ного ледокола «50 лет Победы» и ввода его в эксплуатацию. Опыт эксплуатации первого атомного ледокола, выявленные проектан тами возможности продления работы ледоколов за пределами назначен ного ресурса и срока службы позволяют сделать заключение, что задержка с вводом новых ледоколов на 6 -7 лет может быть компенсирована за счет продления срока службы действующих ледоколов до 30-32 лет вместо проектного срока 26 лет». Подтолкнуло идею продления ресурса время рыночных реформ, ког да жизнь побуждает, а в худшем варианте понуждает считать все и вся. Эта философская арифметика начинается с личного кошелька и доходит до кошелька государственного, правда, не всегда и во всем. В случае с ато моходами, слава богу, дошла. И об этом в свое время мы беседовали с за местителем директора Департамента по технической эксплуатации атом ного флота Мурманского пароходства, ныне главным инженером ФГУП «Атомфлот» М.М. Кашкой: «Труднее всего определиться на этапе - что делать? Еще на «Арктике» мы начинали с методических и организационных вопросов продления ресурса атомоходов, нащупывали путь решения проблемы. На последующих атомохо дах было уже проще, - рассказывает Мустафа Мамединович. - Когда выяс нили, каков так называемый дефицит безопасности атомных ледоколов, было четко расписано, что надо сделать на каждом из них. Подчеркну, это не было каким-то одномоментным событием: мол, выработали 100 тысяч часов ресурса на ядерной установке атомохода и жизнь остановилась до следующего рубежа. На деле, проводили какие-то мероприятия еще до исчерпания ресурса ЯЭУ. Серьезная проблема была по двум атомоходам - «России» и «Севмор пути», на них корпуса реакторов были изготовлены из стали другой марки, чем обычно применяется. Это вызывало большие опасения у Нижегород ского опытного конструкторского бюро машиностроения, «Прометея», ве дущей организации по металловедению. В целом же, с учетом опыта перво проходца - «Арктики» - в деле продления ресурса ЯЭУ мы приблизились к показателю от 175 тысяч часов до 200 тысяч (при проектном ресурсе в 100 тысяч часов —прим. автора). «Арктика» буквально перед выводом ее S O I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz