Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ц глава не шли дальше разговоров и призывов. Вот тогда был предложен выход, который, без всяких преувеличений, позволил сохранить национальное российское достояние - атомный ледокольный флот. Авторство идеи продления эксплуатационного ресурса ядерных энерге­ тических установок, а значит и атомных ледоколов, наверное, теперь уже не установить. Есть идеи, которые выдвигаются самим временем - его до­ стижениями и противоречиями, которые постичь одному человеку про­ сто не под силу. Идею продления ресурса ЯЭУ питало ушедшее советское время, когда в создававшуюся новую технику закладывали двойной, а то и тройной запас прочности. Это относится и к первому атомному. В статье «Перспективы использования ЯЭУ на коммерческих судах в условиях Севера России», опубликованной в книге «Ф.М. Митенков. Раз­ мышления о пережитом» в серии «Творцы ядерного века», авторы Митен­ ков Ф.М. (ОКБМ - Опытное конструкторское бюро машиностроения), Рукша В.В. (Министерство транспорта России), Головинский С.А. (ОАО ММП - Мурманское морское пароходство), Кашка М.М. (ОАО ММП), Яковлев О.А. (ОКБМ), Полуничев В.И. (ОКБМ), Панов Ю.К. (ОКБМ) привели показательные в этом смысле данные: «Выполненные исследования, а также ревизия состояния основного оборудования реакторной установки ледокола «Ленин», проведенная после вывода его из эксплуатации при наработке около 110 тысяч часов, подтвердили, что имеются значительные потенциальные возможности для увеличения назначенного ресурса. Действительно, ревизия показала, что после работы в течение 110 тыс. часов главные циркуляционные насосы полностью сохраняют работоспо­ собность. В частности, на подшипниковых опорах не выявлено заметного износа; электрические, механические и гидравлические характеристики сохранили свои проектные значения. Такое же состояние зарегистрировано для приводов органов управле­ ния и защиты реактора, для арматуры. Металловедческие исследования главных патрубков, металла корпу­ са реактора в районе активной зоны, сварного шва реактора не выявили каких-либо развивающихся дефектов. Это позволило сформулировать обоснованную методологию поэтапного продления ресурса ЯЭУ». Данные исследований оборудования атомохода «Ленин» в первую оче­ редь оказались полезными при отработке методик продления ресурса ЯЭУ на ледоколе «Арктика», в результате чего удалось поэтапно продлить время ее эксплуатации сначала до 150 тысяч часов (против 100 тысяч по 2 0 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz