Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

И глава койл» и даже государственная «Роснефть», начали выстраивать собствен­ ную ледовую независимость, заказывая для своих нужд ледоколы и суда с высокой самостоятельной ледопроходимостью. В итоге для атомного флота два последних десятилетия завершаются под знаком беспрестанных поисков работы, позволяющей покрыть убытки стареющих атомоходов, которые тоже соответственно растут. И здесь важно не только использо­ вать любую возможность в работе с потенциальными поставщиками гру­ зов на ледовые трассы, но и навести жесткий, рационально выстроенный порядок экономичного использования самих ледоколов на Севморпути. Не последнюю роль в этом деле призвано сыграть еще одно подразделе­ ние, связанное с деятельностью ледокольного флота. Возглавив в смутные 90-е годы штаб морских операций Западного райо­ на Арктики, один из самых опытных гидрологов Мурманского пароходства Николай Григорьевич Бабич сразу выделил главную задачу - перевести штаб с Диксона в Мурманск. Безвозвратно ушло время, когда близость шта­ ба, говоря на военный лад, театру ледовых действий определяла эффектив­ ность его помощи морякам. Теперь общение с моряками зависело от уровня электронной оснащенности средствами связи и разведки ледовой обстанов­ ки как на ледоколах, так и в самом штабе. Для этой техники расстояния не играют никакой роли. Многое зависело от грамотной тактики расстановки ледоколов в Арктике, позволявшей последовательно и с наименьшими из­ держками чередовать эксплуатационный и ремонтный циклы каждого суд­ на. Вспоминаются сетевые план-графики проводки судов, внедренные Ба­ бичем и позволявшие противопоставить организационной анархии и даже природной стихии жесткий математический расчет и колоссальный опыт разрешения необычных ледовых ситуаций. И сегодня, уже как начальник управления эксплуатации ФГУП «Атомфлот», Николай Григорьевич Ба­ бич изо дня в день начинает утро с просмотра многочисленных судовых ра­ диограмм о положении дел на трассе и тут же формулирует рекомендации дальнейшего движения буквально каждому судну... Впрочем, проблема существования и развития гражданского атомного флота гораздо глубже повседневно принимаемых оперативных решений и уходит за пределы описанных государственно-рыночных манипуляций. Флот требует своего обновления, как и любой организм или механизм, если на него сделана ставка на будущее. А в кризисные для страны годы, как видим, средств не хватало даже на первоочередные эксплуатационные нужды. Планы создания атомоходов следующего, четвертого поколения, 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz