Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
И глава характеризующие объемы грузоперевозок по трассам Северного морского пути, лучше всего говорят об этом. В самом благополучном, 1987 году объ ем грузооборота на Севморпути составил 6,7 миллиона тонн. В 1995 году, и это был еще не предел падения, всего лишь 1,7 миллиона тонн. В благополучные 80-е годы ледокольный флот приносил Мурманскому пароходству до половины всей годовой прибыли за счет потонного сбо ра, взимавшегося за проводку транспортных судов ледоколами, теперь же, из-за отсутствия работы и высоких цен на топливо и запчасти, получались одни убытки... Конечно, коллективу пароходства, ставшему хозяином в своем бизнесе, возраставшие расходы тоже были не подспорьем в работе, но ведь никуда было не уйти от того, что добрая половина этого коллек тива трудилась на ядерных судах. В общем, уникальный флот породил уникальный тупик: возникла ситуация, какой, возможно, в тот момент не было вообще нигде в России. В 1993 году начальник Мурманского морского пароходства Н.И. Матю- шенко рассказывал автору этих строк в интервью для газеты «Советский Мурман»: «Выход подсказали специалисты Министерства транспорта, которые изучали французский опыт, практику заключения так называемого пла нового договора между правительством и акционерными обществами железных дорог. Эти дороги убыточны, но они необходимы, как артерии в организме. Поэтому государство и покрывает их убытки. Мы назвали такой договор государственным, потом - генеральным». Через пять лет идея соглашения между российским правительством и Мурманским морским пароходством оформилась в договор доверительного управления акционерной компанией госсобственностью - атомным ледо кольным флотом. На пять лет была получена «передышка» в обеспечении жизнедеятельности атомоходов за счет покрытия их убытков государством. Но далее - новый виток эмоциональных споров и поисков выхода. Решив на конец завершить многолетний долгострой, в который вылилось сооружение последнего в серии атомохода «Урал», уже именовавшегося «50 лет Победы», правительство выделило средства на него, но при этом отказало пароходству в предоставлении дотаций для действующего атомного флота. Была приня та иная схема покрытия убытков последнего - путем многократного роста цены для грузовладельцев, пользователей Севморпутем, за оказываемые ле докольные услуги. Как показала жизнь, и этот выход не стал оптимальным. В «спор» с государством включился нарождающийся российский ры нок: такие его крупные игроки, как компании «Норильский никель», «Лу 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz