Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ц глава колов была серьезно повышена. Неудивительно, что основу группы соста­ вили моряки, прошедшие школу строительства, испытаний и эксплуата­ ции атомохода «Ленин». Имена этих людей хорошо известны на флоте: А.М. Нецецкий, В.М. Соловьев, И.А. Домахин, А.А. Гудимов, К.П. Титов, Е.А. Кузнецов. Возглавили группу А.К. Следзюк и его заместитель В.К. Ко­ валенко. Последний справедливо отмечал: «Такая система управления качеством позволяет избежать многих недо­ статков, когда техническое задание создается одним, проект контролиру­ ется другим, а за строительством наблюдает третье подразделение». В группу вошли также опытные работники промышленности, кон­ структорских бюро и НИИ: М.Я. Роговой, Н.Т. Маклаков, Г.К. Поляков, К.А. Садокова, А.Е. Еременко и другие. Спецгруппа технадзора осуществляла наблюдение практически за все­ ми проектами и строительством атомного флота. Под ее наблюдением разрабатывались и разрабатываются эскизные проекты новых атомоходов и таких объектов, как плавучие атомные электростанции, большим энту­ зиастом которых стал Владимир Константинович Коваленко. А теперь обратимся к одной из драматичных страниц истории атомного ледокольного флота. К счастью, драмы атомфлота не связаны с ядерны- ми и радиационными авариями на ледоколах или на берегу, как это было с громко прошумевшей по миру катастрофой на Чернобыльской АЭС. В самую трудную, самую «наэлектризованную» общественным протестом и еще не выдохшимся общественным энтузиазмом первую половину 90-х годов XX века атомоходы попали в полосу испытаний, которая опреде­ лялась не высотой и мощью арктических торосов, а преградами земными, людьми сотворенными. В 1993 году оператор атомоходов Мурманское морское пароходство на волне рыночных преобразований акционировалось, располагая к тому моменту 60 процентами основных фондов имущества, которые привати­ зации не подлежали. Почему предприятие, управлявшее такой огромной государственной собственностью, не попало в список не подлежавших приватизации, остается только гадать. Но что случилось, то случилось. Передать госсобственность - атомный флот - в другие управленческие руки не представлялось возможным: не было в стране управленцев, кро­ ме пароходства, способных эффективно оперировать им. Да и откровенно признать, никто тогда не пожелал бы взять атомоходы в управление, бук­ вально на глазах они стремительно становились убыточными. Две цифры, 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz