Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

|| глава Мурманское морское пароходство, а затем и на ФГУП «Атомфлот». Многие годы не оставляла его мечта снова уйти в море, но жизнь распорядилась бес­ поворотно. Давно встал к береговому причалу и первенец атомного флота ледокол «Ленин», давший путевку в жизнь Рудольфу Федотову. Ему же самому довелось вырезать темплеты (образцы металла) из ядерной энерге­ тической установки атомохода для научных исследований. Но когда под­ нимается Федотов на борт обездвиженного ледокола, у него перехватывает дыхание. Ледокол, по мнению Рудольфа Александровича, это память наша о лучшем, что было в прошлом, она нужна людям, нужна государству... Сооружение новых атомоходов, последовавших вслед за «Лениным», потребовало еще более тесной координации усилий проектировщиков, строителей и эксплуатационников. Ко времени создания атомных ледоко­ лов второго поколения типа «Арктика» уже не было тех сверхжестких ба­ рьеров секретности, которые нанесли серьезный урон объединению уси­ лий всех заинтересованных сторон при строительстве первого атомного. Да иначе вообще было бы невозможно решить многократно возросшие за­ дачи. Вот как оценивал на страницах пароходской газеты «Арктическая звезда» размах предстоящих работ руководитель спецгруппы техниче­ ского надзора за проектированием и строительством атомных ледоколов Владимир Константинович Коваленко: «Поскольку атомный ледокол «Ленин» был построен как опытный по единичному проекту, предстояла большая работа по созданию фактиче­ ски новой отрасли атомного гражданского судостроения. В орбиту этой деятельности втягивалось около 100 предприятий многих направлений. Министерству морского флота, как заказчику, предстояло обеспечить финансирование около 300 исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работ, изготовление и испытание 75 головных образцов новой техники в 21 городе страны, а затем и строительство ледоколов». Для контроля со стороны заказчика за качеством проектирования и постройки ледоколов была создана в Ленинграде спецгруппа технадзора, которая была аккредитована на Балтийском заводе. Группе поручили со­ гласование цен на поставки и работы для атомоходов, а также решение всех технических вопросов как базовой организации отрасли по атомным энергетическим установкам. В то же время эта организация теперь рабо­ тала в составе Мурманского морского пароходства, а не Регистра СССР, как это было при строительстве атомохода «Ленин» на Адмиралтейском заводе. Тем самым роль эксплуатационника в строительстве новых ледо- !95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz