Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
|| глава Мурманское морское пароходство, а затем и на ФГУП «Атомфлот». Многие годы не оставляла его мечта снова уйти в море, но жизнь распорядилась бес поворотно. Давно встал к береговому причалу и первенец атомного флота ледокол «Ленин», давший путевку в жизнь Рудольфу Федотову. Ему же самому довелось вырезать темплеты (образцы металла) из ядерной энерге тической установки атомохода для научных исследований. Но когда под нимается Федотов на борт обездвиженного ледокола, у него перехватывает дыхание. Ледокол, по мнению Рудольфа Александровича, это память наша о лучшем, что было в прошлом, она нужна людям, нужна государству... Сооружение новых атомоходов, последовавших вслед за «Лениным», потребовало еще более тесной координации усилий проектировщиков, строителей и эксплуатационников. Ко времени создания атомных ледоко лов второго поколения типа «Арктика» уже не было тех сверхжестких ба рьеров секретности, которые нанесли серьезный урон объединению уси лий всех заинтересованных сторон при строительстве первого атомного. Да иначе вообще было бы невозможно решить многократно возросшие за дачи. Вот как оценивал на страницах пароходской газеты «Арктическая звезда» размах предстоящих работ руководитель спецгруппы техниче ского надзора за проектированием и строительством атомных ледоколов Владимир Константинович Коваленко: «Поскольку атомный ледокол «Ленин» был построен как опытный по единичному проекту, предстояла большая работа по созданию фактиче ски новой отрасли атомного гражданского судостроения. В орбиту этой деятельности втягивалось около 100 предприятий многих направлений. Министерству морского флота, как заказчику, предстояло обеспечить финансирование около 300 исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работ, изготовление и испытание 75 головных образцов новой техники в 21 городе страны, а затем и строительство ледоколов». Для контроля со стороны заказчика за качеством проектирования и постройки ледоколов была создана в Ленинграде спецгруппа технадзора, которая была аккредитована на Балтийском заводе. Группе поручили со гласование цен на поставки и работы для атомоходов, а также решение всех технических вопросов как базовой организации отрасли по атомным энергетическим установкам. В то же время эта организация теперь рабо тала в составе Мурманского морского пароходства, а не Регистра СССР, как это было при строительстве атомохода «Ленин» на Адмиралтейском заводе. Тем самым роль эксплуатационника в строительстве новых ледо- !95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz