Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
|| глава кивает: как ни назови, а все был начальником службы радиационной безопас ности (РБ). А до того 30 лет, от звонка до звонка, занимался обеспечением ее же - РБ на атомной подводной лодке и в химической службе Северного фло та. И это добрая традиция на атомном ледокольном флоте, когда сюда прихо дят самые опытные специалисты после увольнения в запас с флота военного. «За 22 года, что я здесь, не было ни одного случая сверхнормативного распространения радиоактивных веществ за границу санитарной зоны, - спокойно рассказывает Шевнин. - Не превышались дозовые нагрузки на людей. Это главное достижение, остальное - будни, текучка...». Мне хочется постучать по столу при этой кульминации нашего разгово ра, но спокойная уверенность Шевнина убедительнее всяких примет: «Мы стоим на прочном фундаменте. Его закладывали люди из экипажа первого атомохода и самой базы. Самым ценным в этих людях было уме ние видеть будущее», - продолжает Шевнин и вспоминает примечатель ную ситуацию. Тумпаров собрал руководителей и ведущих специалистов, поставил во прос ребром: что будем строить - могильник радиоактивных отходов или дом для работников? Возникла выжидательная пауза. И тогда директор задал уточняющий вопрос: - Пять лет продержитесь без могильника? Они продержались не пять, а 22 года. Не в последнюю очередь оттого, что руководитель, решив жилищную проблему, сумел сохранить кадры. А люди за добро привыкли платить добром... Трудится сегодня в управлении атомного флота человек, для которого атомный ледокол «Ленин» (причем его первый экипаж) и береговая база флота стали неразрывными частями всей жизни. Рудольфа Александро вича Федотова можно назвать «последним из могикан» того поколения, поскольку он единственный, кто до сих пор работает на атомном флоте. Но когда узнаешь, что сегодня Федотов продолжает исследовать состоя ние реакторных установок первого атомного и последующих атомоходов для выработки технических рекомендаций, то язык не поворачивается на звать его даже ветераном - поскольку нынешняя его работа связана не с прошлым, а с будущим атомного ледокольного флота. ...Перед Рижским мореходным училищем была поставлена экстренная задача - в кратчайший срок, за год, подготовить машинистов-турбинистов для вступавшего в строй первого в мире атомного ледокола «Ленин». Вот так правительственное задание на 1958-1959 годы и определило всю дальнейшую биографию Рудольфа Федотова. 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz