Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
jf глава Специальная правительственная комиссия, объединившая представи телей доброго десятка министерств и ведомств, долго и тщательно выби рала место для строительства Базы-92. Важно было, чтобы она распола галась по соседству с транспортными магистралями и рядом с другими предприятиями судоремонтной и судостроительной промышленности. При этом в расчет брались уже формировавшиеся требования по ядер ной и радиационной безопасности. В итоге остановились на бухте около мыса Пинагорий в Кольском заливе, по соседству с судоремонтным за водом военного назначения «Севморпуть». Предприятие должно было и располагаться на территории, принадлежавшей военным ведомствам. Кстати, Министерство морского флота одно время даже пыталось разме стить заказ на базирование и ремонт атомных ледоколов на предприяти ях Министерства судостроительной промышленности и военно-морского флота. Но в конечном итоге не сошлись в суммах расходов на эти цели. А 1 марта 1968 года было принято решение о сооружении трех мощных атомных ледоколов типа «Арктика», которое предопределило характер строительства береговой базы их обслуживания. В том же марте вышло постановление Совета Министров СССР, предусматривающее меры по строительству берегового предприятия для базирования и ремонта граж данского атомного флота. И уже в августе 1968 года проектирование специализированного предприятия было поручено головному институту Минморфлота Союзморниипроекту. Впрочем, институты Минсудпрома и Минсредмаша тоже подключились к данной работе. Начали со строительства постоянного причала для единственного на тот момент атомохода «Ленин», а затем в обе стороны от него продолжилось формирование причальной линии, ныне имеющей длину более километра. Ввод производственных мощностей ремонтно-технологического предприя тия, вошедшего в состав Мурманского морского пароходства, осуществлял ся отдельными пусковыми комплексами. Первыми были сданы причалы, новая рабочая столовая, складские помещения, котельная и некоторые объ екты основного производства. Затем строители передали эксплуатацион никам объекты зоны «А» - специального комплекса, предназначенного для ремонта и обслуживания работ, связанных с ядерными энергетическими установками. Позже вступило в строй многоэтажное здание заводоуправ ления, гараж, блок вспомогательных цехов и другие объекты. Не все складывалось гладко: долгое время стоял недостроенным объект № 5 - хранилище отработавшего ядерного топлива, которое удалось до строить при поддержке правительства Великобритании уже в новом веке, i8 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz