Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
И глава ре. Плавбаза «Имандра» является технологическим судном обеспечения самой операции перезарядки реакторов топливом. Раньше для этих целей использовалась плавтехбаза «Лепсе» (сейчас на ней хранится 639 ОТВС), которая теперь находится в длительном отстое и ждет своего часа для на правления на утилизацию. Эта технологическая операция будет весьма сложной и необычной, поскольку на борту плавбазы хранится дефектное или не подлежащее переработке ядерное топливо, ко всему еще и очень высокоактивное. Еще одна плавучая техническая база - «Володарский» - также выведена в отстой, проведена ее конвертация, и она тоже ожида ет своего часа отправки на утилизацию. Кстати, данная технологическая операция еще требует глубокой и основательной проработки, поскольку на гражданском атомном флоте, в отличие от военного, где счет утили зированных атомных подлодок перевалил за сотню, она практически не имеет прецедентов. Ни ледоколы, ни суда атомно-технологического об служивания (АТО) еще не утилизировались. Кроме упомянутых, в составе вспомогательного флота АТО имеется плавучий контрольно-дозиметрический пост «Роста-1» и теплоход (или как его любят называть - спецтанкер) «Серебрянка», предназначенный для сбора, хранения и передачи на берег жидких радиоактивных отхо дов. В 2008 году специализация данного судна была расширена - обо рудованы трюмы для доставки отработавшего ядерного топлива военно- морского флота с баз его хранения на побережье Кольского полуострова с последующей транспортировкой через предприятие «Атомфлот» на уральский комбинат «Маяк». Ремонт и междурейсовое техническое обслуживание атомного флота немыслимы без специализированного предприятия, располагающего со ответствующей производственной базой и оборудованием и расположен ного в месте базирования атомоходов. Им стало предприятие «Атомфлот», начинавшееся как достроечная база Адмиралтейского завода, соору жавшего атомный ледокол «Ленин». В далеком 1960 году для его встре чи соорудили деревянный, предусматривавший нагрузку не более пяти тонн, причал. А на рейде установили якорные бочки. Вслед за атомохо дом на Север в 1960 году пришла небольшая плавмастерская с крохотным слесарным участком и скромным парком самых необходимых станков. Но самое главное - люди. Специалисты из разных уголков страны времен но сменили свое место жительства и были командированы в Мурманск для доводки первого атомного ледокола. 187
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz