Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

И глава а не два реактора. Соответственно ниже мощность и ледопроходимость. Несмотря на то что в биографиях обоих ледоколов нет таких заметных рейсов, ставших историческими, как у их более мощных собратьев, «Тай­ мыр» и «Вайгач» обходят их по интенсивности эксплуатации, обусловлен­ ной большими объемами транспортной деятельности в устье реки Енисей. И наконец, о единственном на сегодня в мире действующем транспорт­ ном судне с ядерной энергетической установкой. Атомный лихтеровоз- контейнеровоз «Севморпуть» построен в 1988 году на Керченском за­ воде «Залив» имени Б.Е. Бутомы. В январе - марте 1989 года судно осуществило первый коммерческий рейс с 29 500 тонн груза, размещен­ ного в 70 лихтерах, по маршруту Одесса - Владивосток через проливы Босфор, Дарданеллы и Гибралтарский, а далее - через мыс Доброй На­ дежды и Сингапур. «Восьмилетний опыт эксплуатации АЛВ «Севморпуть», - сообщает­ ся на страницах книги «Полвека в атомном машиностроении», - в Арк­ тике и на международных линиях Одесса - Вьетнам - Владивосток, Мурманск - Вьетнам - Владивосток, Владивосток - Вьетнам, Влади­ восток - КНДР продемонстрировал возможности его использования в любом районе Мирового океана, при этом установка КЛТ-40 прошла инспекционную проверку иностранными администрациями на соответ­ ствие требованиям безопасности Кода IMO (Международной морской организации - прим. автора)». Энергетическая установка позволила этому транспортному судну само­ стоятельно следовать во льдах толщиной до одного метра, что открывало большие возможности использования атомного лихтеровоза на перевозке грузов вдоль мелководного арктического побережья с явным дефицитом оборудованных портов. Однако, как нередко у нас случалось, огромные затраты на собственно строительство судна были осуществлены, а доста­ точным количеством лихтеров (плавучих контейнеров) его не оснастили. В итоге судну долго искали более-менее экономически оправданное при­ менение в Арктике, и в конечном счете оно стало работать на Дудинской линии, высвобождая для других перевозок два теплохода усиленного ле­ дового класса типа «Норильск». В последние годы, когда акционерное общество «Норильский никель» взяло курс на обеспечение собственной транспортной независимости за счет строительства сухогрузов ледово­ го класса, работы судну не стало. До передачи атомного флота в систе­ му госкорпорации «Росатом» Мурманское пароходство в поисках новых возможностей использования атомного лихтеровоза поддержало пред- 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz