Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
If глава 10 метров, измененный профиль носовой оконечности судна и другие но вовведения, за полтора десятилетия долгостроя морально устарели мно гие узлы и механизмы ледокола. Что-то кардинально менять было уже поздно, иначе возникала угроза не достроить вообще этот ледокол. Кста ти, в период долгостроя, отягощенного безденежьем в государственном бюджете, появлялись предложения свернуть строительство и отправить на металлолом уже возведенный корпус.... Строительство всех атомоходов второго поколения осуществлено на Балтийском заводе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге). «Это, ко нечно, не более чем совпадение, - писал в своей статье об атомоходах известный питерский журналист Юрий Стволинский, - но строитель ство советских ледоколов началось на этом же Балтийском заводе 40 лет назад, в 1936 году. Первым был ледокол «Сибирь». Таким образом, «Сибирь» атомная - второе судно под тем же названием за историю на шего ледокольного флота». Подобные параллели в истории отечественного ледокольного флота этим примером не исчерпываются. Атомные ледоколы третьего поколения «Таймыр» и «Вайгач» носят имена своих знаменитых предшественников - ледокольных пароходов из Гидрографической экспедиции Северного Ле довитого океана (ГЭСЛО) под руководством Б.А. Вилькицкого во втором десятилетии XX века. Она знаменита тем, что осуществила последнее крупное географическое открытие на Земле, встретив на своем пути архи пелаг, названный Землей императора Николая Второго, в советское вре мя он был переименован в Северную Землю. «События первой мировой войны оставили в тени огромные заслуги этой экспедиции, которая, по словам великого Р. Амундсена, «в мирное время возбудила бы восхище ние всего цивилизованного мира», - пишет А.А. Дмитриев в статье «Исто рия научного обеспечения мореплавания в Арктике в XX в.». Атомоходы с теми же названиями считаются мелкосидящими, поскольку их осадка составляет 9 метров, что на два метра меньше, чем у ледоколов типа «Арк тика». Это обстоятельство вызвано тем, что они предназначены для про водки транспортных и иных судов в мелководных устьях сибирских рек, в первую очередь на Енисее, где перевозятся грузы по заказу Норильско го горно-металлургического комбината. Эти атомоходы стали примером эффективного сотрудничества в строительстве с Финляндией, где они возводились на верфи акционерного общества «Вяртсиля Морская Тех ника» с последующей буксировкой в Ленинград для установки атомного реактора. В отличие от ледоколов типа «Арктика» их ЯЭУ имеет один, 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz