Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

If глава 10 метров, измененный профиль носовой оконечности судна и другие но­ вовведения, за полтора десятилетия долгостроя морально устарели мно­ гие узлы и механизмы ледокола. Что-то кардинально менять было уже поздно, иначе возникала угроза не достроить вообще этот ледокол. Кста­ ти, в период долгостроя, отягощенного безденежьем в государственном бюджете, появлялись предложения свернуть строительство и отправить на металлолом уже возведенный корпус.... Строительство всех атомоходов второго поколения осуществлено на Балтийском заводе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге). «Это, ко­ нечно, не более чем совпадение, - писал в своей статье об атомоходах известный питерский журналист Юрий Стволинский, - но строитель­ ство советских ледоколов началось на этом же Балтийском заводе 40 лет назад, в 1936 году. Первым был ледокол «Сибирь». Таким образом, «Сибирь» атомная - второе судно под тем же названием за историю на­ шего ледокольного флота». Подобные параллели в истории отечественного ледокольного флота этим примером не исчерпываются. Атомные ледоколы третьего поколения «Таймыр» и «Вайгач» носят имена своих знаменитых предшественников - ледокольных пароходов из Гидрографической экспедиции Северного Ле­ довитого океана (ГЭСЛО) под руководством Б.А. Вилькицкого во втором десятилетии XX века. Она знаменита тем, что осуществила последнее крупное географическое открытие на Земле, встретив на своем пути архи­ пелаг, названный Землей императора Николая Второго, в советское вре­ мя он был переименован в Северную Землю. «События первой мировой войны оставили в тени огромные заслуги этой экспедиции, которая, по словам великого Р. Амундсена, «в мирное время возбудила бы восхище­ ние всего цивилизованного мира», - пишет А.А. Дмитриев в статье «Исто­ рия научного обеспечения мореплавания в Арктике в XX в.». Атомоходы с теми же названиями считаются мелкосидящими, поскольку их осадка составляет 9 метров, что на два метра меньше, чем у ледоколов типа «Арк­ тика». Это обстоятельство вызвано тем, что они предназначены для про­ водки транспортных и иных судов в мелководных устьях сибирских рек, в первую очередь на Енисее, где перевозятся грузы по заказу Норильско­ го горно-металлургического комбината. Эти атомоходы стали примером эффективного сотрудничества в строительстве с Финляндией, где они возводились на верфи акционерного общества «Вяртсиля Морская Тех­ ника» с последующей буксировкой в Ленинград для установки атомного реактора. В отличие от ледоколов типа «Арктика» их ЯЭУ имеет один, 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz