Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ц глава «Ночью прошли ледяной барьер. Успокоился. А оказалось, рано. Утром поломали лопасть винта, а ведь еще пилить и пилить через всю Аркти­ ку. Мороз за минус тридцать. Никакими инструкциями не разрешено в такую стужу водолаза спускать. Сам он ко мне подошел, напросился... Попробовали - безуспешно. Клапан воздушный мгновенно замерзает... Так и шли до Мурманска без лопасти. Добрались в порт 31 декабря в 16 часов, но настроение было совсем не новогоднее. Выяснилось: не только лопасть обломана, еще и вкладыш подшипника провернулся». Следующим в серии атомоходов второго поколения был «Ямал», во­ шедший в строй в 1992 году. Этот ледокол - непревзойденный рекордсмен по числу туристских вояжей на Полюс. Рекордсменами считаются и его капитаны А.А. Смирнов и А. Ю. Лембрик. Первый 11 раз приводил атомо­ ход на вершину планеты, второй - почти в два раза чаще - 21 раз: какому капитану в мире еще недавно такое могло присниться... А всего подобных туристических круизов на ледоколе было совершено 46. И надо думать, это еще не предел. Для создателей Книги рекордов Гиннеса огромное поле деятельности... В череде этих летних, июльско-августовских странствий во льдах встречались необычные, например рейс с детьми со всех уголков Земли в 1994 году, когда с Полюса на весь мир велась трансляция концер­ та юных дарований. Случалось, возникали необычные задачи - по вызво­ лению из ледового плена застрявших в полынье китов или... ледоколов, американского и канадского, которые самостоятельно добрались на ледо­ витую вершину планеты, но из-за поломки винта на одном из них вынуж­ дены были просить о помощи моряков с русского ледокола. Весной 2007 года вошел в строй последний в серии атомоходов вто­ рого поколения «50 лет Победы». Выдающихся достижений на его сче­ ту пока нет, зато есть одно, весьма печальное. Ледокол строился 17 лет. Экономические бури эпохи «ускорения», перестройки, как назывались реформы новой демократической власти России в 90-х и первой поло­ вине 2000-х годов, больнее всего прошлись по этому ледоколу. Чиновно­ бюрократические уловки, эффективные в период развитого социализма, вроде переименования ледокола «Урал» в «50 лет Победы», что подразу­ мевало завершение его строительства «под дату» - 50-летие Победы на­ шего народа в Великой Отечественной войне, отмечавшееся в 1995 году, - не сработали, финансовый дефицит намертво «заморозил» достройку самого большого атомохода в серии. Несмотря на определенные усовер­ шенствования, заложенные в его проект, - дополнительный ресторан для туристов, экологический отсек, что привело к удлинению корпуса на 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz