Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ц глава «Ночью прошли ледяной барьер. Успокоился. А оказалось, рано. Утром поломали лопасть винта, а ведь еще пилить и пилить через всю Аркти ку. Мороз за минус тридцать. Никакими инструкциями не разрешено в такую стужу водолаза спускать. Сам он ко мне подошел, напросился... Попробовали - безуспешно. Клапан воздушный мгновенно замерзает... Так и шли до Мурманска без лопасти. Добрались в порт 31 декабря в 16 часов, но настроение было совсем не новогоднее. Выяснилось: не только лопасть обломана, еще и вкладыш подшипника провернулся». Следующим в серии атомоходов второго поколения был «Ямал», во шедший в строй в 1992 году. Этот ледокол - непревзойденный рекордсмен по числу туристских вояжей на Полюс. Рекордсменами считаются и его капитаны А.А. Смирнов и А. Ю. Лембрик. Первый 11 раз приводил атомо ход на вершину планеты, второй - почти в два раза чаще - 21 раз: какому капитану в мире еще недавно такое могло присниться... А всего подобных туристических круизов на ледоколе было совершено 46. И надо думать, это еще не предел. Для создателей Книги рекордов Гиннеса огромное поле деятельности... В череде этих летних, июльско-августовских странствий во льдах встречались необычные, например рейс с детьми со всех уголков Земли в 1994 году, когда с Полюса на весь мир велась трансляция концер та юных дарований. Случалось, возникали необычные задачи - по вызво лению из ледового плена застрявших в полынье китов или... ледоколов, американского и канадского, которые самостоятельно добрались на ледо витую вершину планеты, но из-за поломки винта на одном из них вынуж дены были просить о помощи моряков с русского ледокола. Весной 2007 года вошел в строй последний в серии атомоходов вто рого поколения «50 лет Победы». Выдающихся достижений на его сче ту пока нет, зато есть одно, весьма печальное. Ледокол строился 17 лет. Экономические бури эпохи «ускорения», перестройки, как назывались реформы новой демократической власти России в 90-х и первой поло вине 2000-х годов, больнее всего прошлись по этому ледоколу. Чиновно бюрократические уловки, эффективные в период развитого социализма, вроде переименования ледокола «Урал» в «50 лет Победы», что подразу мевало завершение его строительства «под дату» - 50-летие Победы на шего народа в Великой Отечественной войне, отмечавшееся в 1995 году, - не сработали, финансовый дефицит намертво «заморозил» достройку самого большого атомохода в серии. Несмотря на определенные усовер шенствования, заложенные в его проект, - дополнительный ресторан для туристов, экологический отсек, что привело к удлинению корпуса на 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz