Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
jf глава ты доступности мира вплоть до Северного полюса для обычного человека - разве это не достойное внимания применение атомной энергетики? В 2007 году «России» выпала новая ответственная миссия. Начиная с весны и до осени атомоход выступал в роли судна обеспечения несколь ких российских научно-исследовательских экспедиций по изучению гра ниц континентального шельфа страны в Северном Ледовитом океане. Во время одной из экспедиций с борта научно-экспедиционного судна «Академик Федоров», который провел сквозь льды атомоход, в августе состоялось погружение отечественных подводных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» с водружением на дно океана в точке Северного полюса на глубине 4261 метр российского флага. Иными словами, на Полюсе было сделано еще одно уникальное географическое достижение, равного кото рому история не знала. Это событие наделало много шуму в мире, но по мимо политического резонанса оно еще раз продемонстрировало, какими преимуществами в исследовании Арктики пользуется Россия, имея един ственный в мире атомный ледокольный флот. Четвертым в серии, как их называют в обиходе, больших ледоколов был «Советский Союз». У каждого из них были рейсы, которые становились своеобразной «визитной карточкой». Звездный час этого атомохода на ступил в 1998 году. В трудные переломные годы для страны, как уже отме чалось выше, и Арктику не обошла стороной неразбериха в хозяйственной деятельности. По календарю в ноябре 1998 года еще продолжалась осень, но на Востоке уже вовсю свирепствовала морозами и ледяными ветрами вперемешку с метелями зима. Только тогда стало окончательно ясно, что для обеспечения нормальной жизнедеятельности в далеком городе-порте Певеке и прилегавших к нему поселках золотодобытчиков и промыслови ков не хватит топлива до новой навигации на Севморпути. Обстановка складывалась критическая, на самом верху властных струк тур страны уже раздавались голоса с предложениями готовить население к аварийной эвакуации на «большую землю» самолетами. В ноябре даже при наличии атомоходов восточный участок ледовой трассы становился пустынным. Вот в такой обстановке и было принято решение направить с запада в Певек зафрахтованный финский танкер «Уйкку» в сопрово ждении атомохода «Советский Союз». Путь выдался непростым, и все же два судна дошли до Певека без потерь, а ставшее поистине «золотым» то пливо северяне получили вовремя. Однако на обратной дороге Арктика заставила моряков платить по полному счету. Вспоминает капитан «Со ветского Союза» Станислав Борисович Шмидт: 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz