Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

jf глава ты доступности мира вплоть до Северного полюса для обычного человека - разве это не достойное внимания применение атомной энергетики? В 2007 году «России» выпала новая ответственная миссия. Начиная с весны и до осени атомоход выступал в роли судна обеспечения несколь­ ких российских научно-исследовательских экспедиций по изучению гра­ ниц континентального шельфа страны в Северном Ледовитом океане. Во время одной из экспедиций с борта научно-экспедиционного судна «Академик Федоров», который провел сквозь льды атомоход, в августе состоялось погружение отечественных подводных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» с водружением на дно океана в точке Северного полюса на глубине 4261 метр российского флага. Иными словами, на Полюсе было сделано еще одно уникальное географическое достижение, равного кото­ рому история не знала. Это событие наделало много шуму в мире, но по­ мимо политического резонанса оно еще раз продемонстрировало, какими преимуществами в исследовании Арктики пользуется Россия, имея един­ ственный в мире атомный ледокольный флот. Четвертым в серии, как их называют в обиходе, больших ледоколов был «Советский Союз». У каждого из них были рейсы, которые становились своеобразной «визитной карточкой». Звездный час этого атомохода на­ ступил в 1998 году. В трудные переломные годы для страны, как уже отме­ чалось выше, и Арктику не обошла стороной неразбериха в хозяйственной деятельности. По календарю в ноябре 1998 года еще продолжалась осень, но на Востоке уже вовсю свирепствовала морозами и ледяными ветрами вперемешку с метелями зима. Только тогда стало окончательно ясно, что для обеспечения нормальной жизнедеятельности в далеком городе-порте Певеке и прилегавших к нему поселках золотодобытчиков и промыслови­ ков не хватит топлива до новой навигации на Севморпути. Обстановка складывалась критическая, на самом верху властных струк­ тур страны уже раздавались голоса с предложениями готовить население к аварийной эвакуации на «большую землю» самолетами. В ноябре даже при наличии атомоходов восточный участок ледовой трассы становился пустынным. Вот в такой обстановке и было принято решение направить с запада в Певек зафрахтованный финский танкер «Уйкку» в сопрово­ ждении атомохода «Советский Союз». Путь выдался непростым, и все же два судна дошли до Певека без потерь, а ставшее поистине «золотым» то­ пливо северяне получили вовремя. Однако на обратной дороге Арктика заставила моряков платить по полному счету. Вспоминает капитан «Со­ ветского Союза» Станислав Борисович Шмидт: 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz