Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

И глава преград на пути атомохода встретилось значительно больше, чем у перво­ проходца Северного полюса. Вообще же по насыщенности событиями эту ледокольную экспедицию трудно сравнивать с какой-либо другой. Входившие в строй атомоходы второго поколения, начиная с третье­ го - «России» (нередко ее называют ледоколом новой серии с усовер­ шенствованной ядерной энергетической установкой ОК-ЭООА, проект 10521), имели ряд существенных конструктивных усовершенствований, таких как система пневмообмыва корпуса. На долю атомохода «Россия», вошедшего в строй 21 декабря 1985 года, тоже хватило заметных собы­ тий. Это транзитные плавания на всем протяжении Северного морского пути с теплоходами «Кола» и «Кандалакша». Затем поздней осенью 1994 года вместе с атомоходом «Ямал» ледокол «Россия» выводил из ледово­ го плена суда на востоке Арктики, задержавшиеся с поставками грузов для жителей арктического побережья из-за аномально сложной ледовой обстановки, возникшей по причине затянувшейся по срокам бюрократи­ ческой волокиты с выделением средств на обеспечение так называемого «северного завоза». Капитан «России» Анатолий Алексеевич Ламехов, отмеченный за эту работу одной из высших наград - орденом «За заслу­ ги перед отечеством» второй степени, справедливо назвал ее «героизмом, который никому не нужен». И даже на этом фоне один рейс «России» выделяется тем, что позволил экипажу атомохода стать зачинателем нового направления деятельности в Арктике. Речь о первом в истории рейсе атомного ледокола на Север­ ный полюс с иностранными туристами на борту, состоявшемся в 1990 году. Часто спорят, не слишком ли это дорогое удовольствие - возить богатых любителей экзотических ощущений и впечатлений (двухнедельный круиз на Полюс обходится в 20 тысяч долларов и больше на человека) на атомном ледоколе, предназначенном для решения серьезных транспортных задач в труднодоступных регионах Севера? Ответить можно вопросом на вопрос: а что делать, если атомоходам с началом реформ в России стало не хватать работы по своему главному предназначению? Но можно подойти к оценке туристических круизов на «макушку планеты» философски. А зачем вооб­ ще человек живет: разве затем только, чтобы перевозить грузы, обеспечивая строительство нефтегазопроводов, фабрик и прочих промышленных соо­ ружений в богатом полезными ископаемыми, но труднодоступном краю? Слава богу, что кому-то пришло в голову увидеть в Арктике не только сы­ рьевой придаток планеты, но и место открытий в жизни, без которых, по большому счету, она вообще теряет смысл. Атомоходы расширили горизон- 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz